Аварийные посадки на воду. Аварийное приземление лайнера в нью-йорке войдет в историю авиации Почему им пришлось садиться на воду

Пассажирский самолет авиакомпании US Airways при взлете столкнулся со стаей гусей. Несколько птиц попали внутрь двигателей лайнера "Аэробуса-320" и вывели оба двигателя из строя.

Командир корабля сначала попытался вернуться в аэропорт, но вскоре принял решение сесть на водную поверхность Гудзона - к счастью, ЧП произошло рядом с этой широкой рекой. В такой ситуации, чем река не посадочная полоса!

Тем более, что пилоты проходили обучение на случай экстренной посадки на воду, а в салоне, как и положено, были спасательные плоты и надувные жилеты для пассажиров.

Чесли Селинбергер - командир корабля.

Умница-пилот Чесли Селинбергер ювелирно точно посадил самолет на воды Гудзона избежав столкновения с судами на воде. Командир корабля предупредил пассажиров по громкой связи о том, что им предстоит посадка на реку и попросил надеть жилеты.

Вода даже смягчила посадку, лайнер плавно приводнился на волны реки. И так как корпус самолета герметичен, «Аэробус» остался на поверхности воды. И хотя по словам пассажиров, вода начала просачиваться внутрь салона почти сразу, самолет продержался на воде полтора часа.

Воздушное судно по сути превратилось в гигантский аква-самолет, но только лишенный управления - мощное течение Гудзона пронесло его вниз по реке. Авиакатастрофа произошла в районе 49 улицы Манхеттена, а к окончанию спасательной операции течение унесло «Аэробус» на добрые полсотни улиц вниз по направлению к другой реке Ист-Ривер, впадающей в океан.

На помощь чудом уцелевшему самолету - а его корпус оказался совершенно не поврежден - тут же помчались все речные суда, оказавшиеся в округе. Поэтому когда на место ЧП прибыли катера спасателей, полиции и пожарной охраны часть пассажиров, которые надев спасательные жилеты выбрались на широкие крылья самолета и надувные плоты, к тому моменту уже подняли на свои палубы прогулочные и коммерческие корабли и катера всевозможных размеров.

Спасательная операция транслировалась в прямом телеэфире по всем телеканалам США.
Никто из 150 пассажиров и 5 членов экипажа серьезно не пострадал.

Аналогов «гудзонского чуда» в мире нет, раструбила зарубежная пресса. На самом деле, первый в мире похожий инцидент произошел в Советском Союзе еще около полувека назад в Ленинграде. И посадка происходила вовсе на свободную акваторию, а на узкую извилистую Неву, к тому же с преградами в виде мостов.

21 августа 1963 года пассажирский лайнер Ту-124 летел из Таллина в Москву, но неожиданная поломка (в самолете заклинило переднюю часть шасси) вынудила пилотов запросить разрешение на посадку в Ленинграде.

В районе Исаакиевского собора у самолета заглох второй двигатель - приземлиться оставалось лишь на водную гладь Невы. К «Пулково» тогда экстренно пригнали пожарную технику и бригады «скорой помощи», а самолет, тем временем, наворачивал над аэродромом круги, вырабатывая топливо. На восьмом круге у «тушки» вдруг заглох двигатель, и пилоты повели лайнер на сквозной пролет. В районе Исаакиевского собора у самолета заглох второй двигатель - приземлиться оставалось лишь на водную гладь Невы.

Стремительно пронесясь над Литейным и Большеохтинским мостом, Ту-124 приземлился возле Финляндского железнодорожного моста.

Отсюда тонущее воздушное судно вытянул к берегу проходивший мимо паровой буксир. Капитан подвел буксир к машине и крикнул летчикам: «Как вас зацепить?» Посовещавшись, разбили колпак кабины и зацепили трос за штурвалы пилотов. Самолет подтянули к причалу у завода «Северный пресс», где вдоль берега стояли плоты. Крыло самолета, согнувшееся при ударе о воду, аккуратно легло на плоты, образовав нечто вроде трапа. Пассажиры - сорок четыре человека, среди которых двое детей, - начали выходить через верхний люк, держа в руках вещи. Они были спокойны. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

На следующий день самолет подняли со дна и отправили к Шкиперскому протоку.



Что касается членов экипажа, то никаких хвалебных од и почестей они в тот момент не получили: шесть из них тогда задержали, а капитана Виктора Мостового еще уволили со службы. Уже потом отважного летчика наградили орденом Красной Звезды, капитана парового буксира Поршина - Почетной грамотой и часами, а остальных членов экипажа самолета— медалями.

Впоследствии кабина лайнера еще прослужила в качестве тренажера в Кирсановской авиашколе, а фюзеляж пустили на металлолом.

И еще два лайнера в СССР сели на воду успешно...

В бывшем СССР, кроме питерской истории, были еще два случая посадки на воду.

Летом 1972 года в акватории Московского моря (оно же- Иваньковское водохранилище) в верховьях Волги испытатели проверяли пункт инструкции о том, что при переходе самолета на аварийное электропитание есть запас времени в 37 минут.

Экипаж отключил генераторы, но забыл (хоть и состоял из опытных летчиков), что при этом топливо не подается автоматически - закачивать его надо вручную, помпой.

Оставшись без топлива, оба двигателя заглохли. Пришлось летчикам сажать самолет на воду. Из-за герметичной конструкции Ту-134 остался на плаву. Самолет вытащили, но к полетам он был больше непригоден. Свои дни он дожил, работая тренажером у пожарных.

Ту-134 в Московском море.

Второй случай произошел в 1976 году с Як-40 под Киевом. Второй пилот перевел ручки управления двигателями в положение "СТОП".

Видимо, это произошло случайно - наверняка он хотел дать малый газ, но не рассчитал. После этой истории на всех самолетах была установлена специальная блокирующая планка, не позволяющая переводить двигатели в режим остановки во время полета.

А лайнер, который пришлось сажать прямо в болото, летает до сих пор!

В этой ситуации тоже обошлось без жертв.

Алексей Кочемасов, больше известный как «Летчик Леха», - личность в интернете культовая. Когда-то под его записями в ЖЖ разворачивались нешуточные дискуссии на сотни комментариев. Однако, прежде всего, Алексей КВС (командир воздушного судна) в авиакомпании “Победа”. В ЖЖ появляется редко, однако активно ведет блог в Instagram. «Лента.ру » задала ему самые неожиданные вопросы об авиации, возникающие порой у пассажиров.

Может ли пилот уснуть во время управления самолетом?

Все живые люди, и пилоты тоже, поэтому уснуть реально. Поэтому в кабине постоянно и находятся два человека - чтобы контролировать друг друга.

Как работает автопилот, действительно ли пилоту ничего не нужно делать, когда он включен?

Автопилот - это довольно сложная штука, и он, конечно, может вести самолет и даже сажает самолет сам, но его программирует пилот и постоянно вносит в него коррективы.

Имеет ли право командир воздушного судна разрешить пассажиру войти в кабину во время полета?

Нет, в кабину пассажиру нельзя. Это строго запрещено. Наверное, можно пустить пассажиров в кабину уже после посадки самолета, но я такого не практикую.

Как пилоты выходят в туалет, обязательно ли по очереди?

В туалет пилоты ходят по очереди. Причем когда один из них выходит из кабины, туда обязательно заходит бортпроводник и дожидается там возвращения отлучившегося пилота. Это делается для того, чтобы избежать нештатной ситуации. Например, один пилот вышел, а второй остался. Дверь закрылась, а тот который остался, раз - и умер! И что делать дальше?

Где едет багаж пилотов? Разрешается ли его взять в салон?

Если летим в командировку и берем с собой большой чемодан, то наши вещи летят вместе с остальным багажом пассажиров, просто их загружают в последнюю очередь. А так, просто небольшая сумка летит в кабине, конечно.

Отличается ли досмотр пилотов от того, как досматривают пассажиров?

Пилотов досматривают примерно так же, как и пассажиров. Рамка, пропуск, просвет багажа.

Могут ли пилоты незаметно провезти в Россию сыры или другие деликатесы, попадающие под продуктовое эмбарго?

Продукты? Конечно, могут. Но опять же, если мы прилетели из-за рубежа и таможня посчитает, что мы везли запрещенный продукт, то у нас его изымут, с ожидаемыми последствиями (штраф, например).

Чем питаются пилоты в рейсе?

Для командира и второго пилота на борт загружается разное питание примерно одинаковой пищевой ценности. Разное питание нужно, чтобы в случае чего не отравиться на пару.

Как пилоты сажают самолеты ночью или в туман, когда ничего не видно?

Если метеоусловия совсем плохие, то посадка выполняется в автоматическом режиме.

Сможет ли пассажир посадить самолет?

Посадить самолет пассажир сможет, если он летчик и работает примерно на таком же типе воздушного судна. Если это, допустим, пилот спортивной авиации, то у него шансов очень немного. Стюардесса тем более самолет не посадит. Для вторых пилотов летать - их работа, и то далеко не все из них приземляются самостоятельно. Что же говорить о человеке со стороны?

Я когда-то специально устраивал конкурс среди бортпроводников всех авиакомпаний. Победила девушка, которая единственная приехала за три часа до конкурса и мы с ней потренировались. Вот она с горем пополам сумела нажать нужные кнопки. Вся фишка в том, что тот кто с земли будет говорить, что делать, знает, что говорить, но вот проверить ту ли кнопку нажала стюардесса невозможно! А нажимают неправильно ровно через раз, хотя произносят все верно. Тыкают не туда.

Объясняю как всегда на пальцах, почему не посадит реальный самолет никто из выше названных товарищей.

Все эксперименты проводились на современных симуляторах, на которых действующие пилоты проходят тренировки на отработку действий в аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в реальном полете (или проходят обучение, при переучивании или первоначальном обучении на данный тип самолета).

Современные симуляторы действительно максимально имитируют реальный полет (ощущения полета, звуки, некоторые нагрузки, виды за окном и даже запахи. Не говоря уже о реальности кабины, которая является абсолютной копией, с полным функционалом) Для человека, впервые попавшего в такой тренажер, отличить реальный полет, от с имитированного – невозможно!

Ситуация, которая разыгрывается в таких экспериментах – одинакова.

Первая серия:

Где-то, в бескрайнем небе летит пассажирский лайнер. Вдруг пассажиры слышат несколько взволнованный голос милой стюардессы: “Уважаемые дамы и господа, у нас возникла небольшая проблема. Ничего опасного, просто у одного из пилотов ухудшилось состояние здоровья, нет ли среди вас, врача и пилота?”

Врач, как правило, находится, а вот с пилотом… Как повезет.

В это время, у окна сидел молодой человек, который фанатично увлекается компьютерным симулятором точно такой же модели самолета, на котором сейчас летит. Он сидит и весь полет упивается тем, что знает и понимает, что означает каждый звук, каждый момент полета и точно знает, что произойдет в следующую секунду. И вот после нескольких минут молчания салона, он догадывается, что пилота на борту нет!

Герой встает и говорит, что он готов спасти мир!

Молодой человек следует за проводницей и оказавшись на кухне один на один с бледными проводниками узнает, что оказывается не одному пилоту стало плохо, а все умерли! Самолет летит на автопилоте и судьба всех людей теперь только в его “умелых руках” и вообще все теперь зависит только от него!

Это стандартный сценарий ситуации, других не бывает, или с небольшими вариациями.

Ну что же? Сбылась мечта идиота, герой оказывается в кабине настоящего, летящего на высоте 10000 метров лайнера, полного живых, человеческих душь…

Вот здесь начинается самое интересное.

Итак, вторая серия:

Человек существо живое, а значит подверженное эмоциям и это является его самой слабой стороной. Это бездушному компьютеру без разницы, холодно или горячо, темно или светло, больно кому-то или нет. Человек же на любой внешний раздражитель, вольно или невольно, будет реагировать. В жизни безусловно существуют “Джеймс Бонды”, но для того, чтобы стать таковыми, эти люди десятки лет, постоянно находились в тех условиях, в которых им вдруг довелось оказаться.

Когда проводят эксперимент на тренажере, испытуемый абсолютно точно знает и понимает, что вне зависимости от результата, он все равно останется живым и невредимым. Это сильнейший психологический стимулятор, который позволяет подопытному максимально сконцентрироваться на своих действиях, быть предельно внимательным и усидчивым.

Совсем другое дело, когда человек оказывается в реальной, смертельно-опасной ситуации.

Оказавшись в настоящей кабине, по настоящему летящего самолета, любой “Джеймс Бонд” растеряется и утратит большую часть своих “нечеловеческих” способностей. (Без вариантов, просто поверьте!)

Устанавливается связь с землей, выясняется кто за рулем и с земли начинают руководить, что нужно сделать, чтобы все же спасти мир и получить звезду героя. (ну и конечно же спасти свою ж! А это первым делом.

Тот, который сидит на земле и дает команды, мастер своего дела. И вот начинает говорить:
-Нажми кнопочку там-то. Нажал? Что видишь? Молодец!
-Теперь крутани вот эту ручку и поставь 245! Молодец!
И так далее, далее, далее.
Тот, который сидит и говорит что делать, знает это 100% А вот проверить, ту ли кнопочку нажал тот, который сидит в кабине, нет абсолютно никакой возможности! То, что человек в стрессовой ситуации ошибется, даже не приходится сомневаться…..

Самолет сложнейшее техническое устройство. Для того, чтобы управлять самолетом, люди учатся ГОДАМИ! Летают постоянно. Целые институты разрабатывают процедуры и технологии, которые помогут исключить ошибочные действия пилотов в кабине. Придуманы схемы взаимодействий членов экипажа перекрестного взаимного контроля, позволяющие пилотам избегать стресса и сохранять работоспособность в любых условиях полета. Но! Пилоты все равно ошибаются (профессиональные пилоты, которые не первый год в небе!) нажимают не те кнопки, упускают контроль друг за другом, одним словом “косячат”… Последствия известны.

Посмотрите как красиво играют мастера на бильярде. Посмотрите 100000 раз как правильно наносить удар, чтобы забить шар в лузу, а потом пойдите, возьмите кий и попробуйте забить. Получится?

Для того, чтобы уметь сажать самолет, даже в автомате, мало знать что и когда нажимать. Необходимы сотни часов реальных полетов, для того, чтобы быть готовым психологически, быть спокойным и готовым к любым изменениям режимов, которые могут возникнуть в процессе автоматического захода (а они возникнут – к бабке не ходи!) Поэтому одно дело тренажер и совсем другое реальный самолет (в котором “умелый симер”). Подумайте над этим.

Существуют специальные марки самолетов, предназначенных для приземления на воду. Но история знает немало примеров, когда пилотам обычных самолетов приходилось совершать посадку не в аэродроме, а на водную поверхность. В роли посадочной полосы выступали реки Нева, Волга, Гудзон и даже Тихий океан.

К сожалению, в авиации случаются аварийные ситуации, когда техника по тем или иным причинам выходит из строя. Сегодня мы расскажем об уникальных случаях, когда обычные пассажирские самолеты, а не гидросамолеты, удалось благополучно посадить на воду. Большинство из них было обречено на гибель из-за отказа двигателей или по иным причинам. Но благодаря мужеству и профессионализму пилотов удалось совершить посадку на воду и во многих случаях обойтись без жертв.

Посадка Ил-12 на Волге

Эта история приводнения самолета с 23 пассажирами на борту произошла 30 апреля 1953 года. Пассажирский самолет выполнял рейс «Москва-Новосибирск» с посадкой в аэропорту Казани. Как раз перед заходом на промежуточную посадку у самолета отказали оба двигателя. Как выяснилось позже, эта аварийная ситуация возникла из-за встречи со стаей уток, которые попали в двигатель. Самолет стал быстро терять высоту, и в сложившихся непростых условиях экипаж принял решение посадить самолет на воду. Аварийная посадка была совершена в районе Казанского речного порта. Так как это произошло довольно далеко от берега (глубина места посадки составляла около 18 метров), то самолет стал заполняться водой и медленно погружаться. Спасательную операцию осложнял тот факт, что посадка произошла в 21.37 по местному времени и было уже темно. Всем пассажирам и членам экипажа удалось выбраться из тонущего самолета. Местные жители на лодках доставили до берега всех пострадавших, кроме одного пассажира, который, к сожалению, утонул, став единственной жертвой этой авиакатастрофы.

Посадка Боинг-377 в Тихом океане


Второй успешный случай посадки воздушного судна на воду произошел 15 октября 1956 года. На борту судна, следовавшего из Гонолулу в Сан-Франциско, находились 24 пассажира и 7 членов экипажа. После отказа 2-ух двигателей из четырех командир принял решение посадить лайнер на воду. В результате успешной посадки никто из пассажиров не пострадал, и их подобрали спасатели службы береговой охраны.

Посадка Ту-124 на Неву


Этот случай произошел 21 августа 1963 года в небе над Ленинградом. Воздушное судно совершало перелет по маршруту «Таллин – Москва». На борту находились 52 человека: 45 пассажиров и 7 членов экипажа. Спустя некоторое время после вылета из аэропорта Таллина экипаж обнаружил, что заклинило опору шасси. После переговоров с диспетчерами было принято решение посадить самолет в ближайшем аэропорту, которым оказался «Пулково» в Ленинграде. Из-за проблем с шасси стало сразу ясно, что посадка будет аварийной и для того, чтобы избежать возгорания и взрыва, необходимо было выработать топливо. После часа кружения над Ленинградом, когда топлива оставалось уже немного, возникли проблемы с двигателем. Один за другим отказали оба двигателя, и единственным шансом спасти экипаж и самолет оказалась посадка на водную гладь Невы. Если бы в составе экипажа не было второго пилота Василия Григорьевича Чеченева, который имел опыт посадки воздушных судов на воду, то неизвестно, чем бы все закончилось. В считанные секунды капитан передал управление самолетом Чеченеву, который, благодаря своему опыту работы в морской авиации, сумел сбалансировать положение самолета для посадки на воду. Самолет благополучно приводнился на Неве напротив Александро-Невской Лавры, где его уже ждали спасатели и службы эвакуации. Все пассажиры и члены экипажа остались живы.

Посадка японского лайнера в Тихом океане


Эта аварийная посадка произошла 22 ноября 1968 года недалеко от Сан-Франциско. Воздушное судно DC-8 авиакомпании Japan Airlines, на борту которого находились 96 пассажиров и 11 членов экипажа, совершало рейс Токио – Сан-Франциско. На этот раз причиной аварийной посадки стал плотный туман, окутавший район посадки. Из-за плохой видимости и ошибки приборов, на которые ориентировался капитан судна, экипаж совершил посадку на воду вместо взлетно-посадочной полосы. Причем пилоты до последнего думали, что они садятся в аэропорту. Возможно, отсутствие паники и обеспечило успех всей операции. Никто из пассажиров не пострадал.

Посадка Ту-134 на канале имени Москвы


Этот случай произошел 17 июля 1972 года, когда самолет находился на испытании и совершал экспериментальный полет. В результате аварийной ситуации у лайнера произошла остановка двигателей. На борту в тот момент находились 5 членов экипажа. Благодаря профессионализму пилотов удалось посадить воздушное судно на Икшинское водохранилище, одно из водохранилищ системы канала имени Москвы. В результате происшествия никто не пострадал.

Посадка А 320-214 на Гудзон

Последний случай посадки крупного пассажирского авиалайнера произошел не так давно - 15 января 2009 года. Воздушно судно со 150 пассажирами и 5 членами экипажа на борту совершало полет по маршруту «Нью-Йорк – Сиэтл». Спустя всего 1,5 минуты после взлета лайнер столкнулся со стаей птиц, в результате чего произошла остановка обоих двигателей. К этому моменту самолет уже успел набрать высоту 975 метров, поэтому у пилотов было время на планирование. Экипаж сумел развернуть самолет и совершить успешную посадку на водную поверхность реки Гудзон напротив 48-ой улицы Манхэттена. Все пассажиры благополучно выбрались на поверхность и были спасены. И хотя некоторые их них получили травмы, приземление на реке Гудзон можно назвать просто чудом, так как все 155 пассажиров остались живы.


Во всех описанных случаях удалось избежать многочисленных жертв именно благодаря мастерству экипажа. К сожалению, все самолеты после таких приземлений больше не вернулись в небо. Как отмечают специалисты, благоприятный исход аварийной посадки на воду зависит от нескольких факторов. Наибольшее значение имеет состояние водной поверхности (наличие волн или преград), тип самого воздушного судна (крупные авиалайнеры посадить на воду легче) и мастерство экипажа. Именно последний фактор является решающим.

Как в «Экипаже», только по-настоящему!

Любовь Клиндухова

Aloha, Мауи! Над Гавайями самолету сорвало крышу

Боинг 737-297, Aloha Airlines. 28 апреля 1988 года, рейс 243 Хило - Гонолулу (Гавайские острова)

Прокатиться с ветерком на самых быстрых американских горках в мире можно в парке развлечений Ferrari World Абу-Даби на скорости 240 км/ч. Но пассажирам этого рейса пришлось спускаться с высоты 7300 метров в самолете без крыши - с ураганным ветром в лицо, на скорости 530 км/ч!

Короткий полет между городами Гавайских островов Хило и Гонолулу должен был занять всего 35 минут, но на 23-й минуте, когда авиалайнер набрал необходимую высоту, произошла взрывная декомпрессия, дверь кабины пилотов и крышу «Боинга» над шестью первыми рядами просто снесло. Пассажиры оказались под открытым небом при температуре –45 °С. Они еще не успели отстегнуть ремни безопасности, это и спасло их жизни, а вот стюардесс, разносивших напитки, разметало по салону.

Командир воздушного судна начал экстренное снижение до рекомендуемых при разгерметизации салона 3000 м на скорости более 500 км/ч. Теперь он мог сбросить скорость до 390 км/ч и направиться к резервному аэропорту Кахулуи на острове Мауи. Удалось связаться с наземными службами аэропорта, на взлетно-посадочной полосе терпящий бедствие лайнер ждали медики и пожарная команда. При заходе на посадку отказал левый двигатель. Но через 11 минут после происшествия в небе командир посадил самолет на одном правом двигателе.

Все пассажиры выжили. На земле экипаж не досчитался старшего бортпроводника Кларабелль Лэнсинг. В момент, когда сорвало часть корпуса самолета, ее мощным потоком воздуха выбросило в небо. Тело стюардессы найдено не было, в память о ней в аэропорту был разбит цветущий сад.

«Боинг 737-297», выпущенный в 1969 году, был одним из старейших самолетов авиапарка Aloha Airlines. Среди причин аварии были названы коррозия и множественные повреждения металла фюзеляжа. Авиаперевозчик полностью признал свою вину в ненадлежащем техобслуживании судна.

Пилот за бортом. В небе Англии

BAC 1-11, British Airways. 10 июня 1990 года, рейс 5390 Бирмингем - Малага (Великобритания - Испания)

Вряд ли найдется второй человек в мире, которому довелось прокатиться на крыше самолета. Этого не проделывали даже самые отчаянные голливудские каскадеры.

Опытный летчик Тим Ланкастер, налетавший свыше 11 000 часов, был командиром воздушного судна, вторым пилотом на рейсе летел Аластар Атчинсон. В 7.20 утра самолет вылетел из аэропорта Бирмингема и направился в солнечную Испанию.

Подняв самолет в воздух, второй пилот передал управление командиру. В 7.33 самолет был на высоте более 5000 метров, командир ослабил ремни безопасности, тут и раздался грохот. Лобовое стекло со стороны командира улетело в неизвестном направлении, за ним устремился и Тим Ланкастер, но ноги застряли в кабине, а его самого пригвоздило диким ветром к корпусу самолета с наружной стороны. Бортпроводник Найджел Огден вцепился обеими руками в командира, не давая ему окончательно вылететь в окно.

Второй пилот начал аварийное снижение и передал сигнал бедствия. Экипаж уже не верил, что командир жив, но отпустить, как им казалось, безжизненное тело, было еще опаснее, поскольку оно могло попасть в двигатель и вывести самолет из строя.

Так они и летели до ближайшего аэропорта в Саутгемптоне. Обмороженного, с переломами рук, но живого командира сняли с самолета. У бортпроводника, героически державшего его весь полет, также было обморожено лицо. Остальные члены экипажа и пассажиры не пострадали. Командир, переживший беспрецедентный полет, через пять месяцев вернулся за штурвал самолета.

Своим экстремальным приключением пассажиры и экипаж обязаны механику, менявшему накануне этого полета стекло в самолете. Он прикрутил стекло не теми болтами, ошибся буквально на миллиметр в диаметре.

Огни святого Эльма. Полет в облаке вулканического пепла над островом Ява

Boeing 747-236B, British Airways, 24 июня 1982 года, рейс 009 Лондон - Окленд (Новая Зеландия)

Авиалайнеру «Боинг 747-236B» предстоял долгий перелет из Лондона в новозеландский Окленд с несколькими остановками - в Индии, Малайзии и Австралии.

Через несколько минут после ночного вылета из Куала-Лумпура с самолетом начало происходить нечто зловещее. Салон заполнялся дымом. Курить на борту в то время было не запрещено, но бортпроводникам не удалось найти ни курящих пассажиров, ни источников возгорания, а тем временем дым становился плотнее.

Окна в кабине пилотов покрылись мерцающими искрами. Это явление известно как огни святого Эльма, его можно наблюдать на крыльях самолета во время грозы, но погодный радар не указывал на грозовой фронт. Экипаж все же включил антиобледенители и сигнал «Пристегнуть ремни». О том, что явление появляется не только в грозу, но и при попадании в облако вулканического пепла, пилоты не знали. Мерцающий белый свет охватил весь авиалайнер, а пассажиры могли видеть, как из двигателей вырывается пламя.

«Дамы и господа, говорит командир корабля. У нас небольшая проблема. Остановились все четыре двигателя. Мы делаем все возможное, чтобы их запустить вновь. Надеюсь, это не доставляет вам слишком много беспокойства», - невозмутимым тоном сделал объявление командир воздушного судна Эрик Муди.

Второй пилот и бортинженер много раз пытались перезапустить двигатели, но безуспешно. В такой ситуации пилоты могли полагаться только на аэродинамику самолета: лайнер пролетел 15 километров, теряя один километр высоты. Впереди были горные цепи и вулканы острова Ява, которые нужно было проскочить на высоте не ниже трех с половиной тысяч метров. Если высоту удержать не удастся, то придется совершать аварийную посадку в Индийском океане.

На высоте 4100 метров неожиданно заработал четвертый двигатель, за ним ожили и остальные. Самолет смог перелететь горную цепь и приземлиться в аэропорту Джакарты. 248 пассажиров и 15 членов экипажа высадились невредимыми на извергающийся остров.

На земле выяснилось, что авиалайнер попал в облако пепла от вулкана Галунггунг. На острове при извержении погибло 68 человек, более 60 тысяч было эвакуировано. После инцидента с «Боингом» стало ясно, насколько опасен вулканический пепел для самолетов. Информацию об извержении вулканов стали оперативно передавать авиационным службам.

Командир, только Нева спасет нас!

Ту-124, «Аэрофлот», 21 августа 1963 года, рейс Таллин - Москва

За всю историю было зарегистрировано всего несколько случаев, когда экипаж и пассажиры при посадке авиалайнера на воду остались живы. Одним из первых проделать подобное пришлось пилотам Виктору Мостовому и Василию Чеченову, экстренно приводнившим Ту-124 на Неву в Ленинграде.

На новеньком Ту-124 при вылете из Таллина заклинило переднюю стойку шасси. А на взлетной полосе нашли выпавший болт. Как ни пытался экипаж выбить заклинившее шасси, пробив дыру в фюзеляже, ничто не помогало. А без шасси самолет при посадке может завалиться набок и разбиться.

Возвращаться в Таллин не разрешили, сославшись на туман. От наземных служб поступило распоряжение выработать топливо и сажать самолет в Пулкове (в то время так назывался аэропорт Шоссейная) на аварийную грунтовую полосу. Возглавил посадку лично руководитель полетов аэропорта Георгий Нарбут.

Командир Виктор Мостовой кружил вокруг города, пока горючего не осталось ровно столько, чтобы долететь до аэропорта. Внезапно заглох двигатель. Нет горючего! А приборы показывают, что его еще достаточно. С земли разрешают прямой пролет над городом к аэродрому. Над Адмиралтейством заглох второй двигатель. «Командир, только Нева спасет нас!» - крикнул Мостовому второй пилот Василий Чеченов. Он служил в морской военной авиации и часто сажал самолеты на воду в шторм. Мостовой мгновенно доверил ему посадку.

Самолет пронесся в нескольких метрах над строившимся мостом Александра Невского (рабочие попрыгали в воду) и сел между Большеохтинским и Финляндским мостами. С момента, как заглох второй двигатель, до приводнения на Неву прошло 14 секунд. 45 пассажиров и 7 членов экипажа живыми сошли с самолета на берег. Толпа зевак решила, что снимают кино!

Вину за аварийную посадку сначала возложили на пилотов. Советская техника не могла барахлить: конструкторскому бюро «Туполев» подобное могло сорвать контракты на большие суммы. Два месяца проводились экспертизы, установили, что приборы показывали верно, горючее действительно было, но в двигатели оно не поступало: при развороте под определенным углом и скорости в баках образуется воздушная воронка.

Информацию о полете засекретили, но иностранные СМИ раструбили о подвиге пилотов на весь мир, и руководству страны пришлось-таки экипаж представить к наградам.

Ту-154, 7 сентября 2010 года, рейс 516 Полярный - Москва

В эпоху расцвета малой авиации, когда дорог в северной глубинке не было, но в каждый поселок летали самолеты, таежный аэропорт в Ижме принимал каждый день рейсы из Ухты и Сыктывкара. Позже затерянный где-то в тайге и исключенный из всех навигационных справочников аэропорт закрыли и использовали только как вертолетную площадку.

Однако бывший начальник аэропорта Сергей Сотников продолжал поддерживать аэродром в порядке - следил, чтобы не было мусора, гонял водителей, норовивших оставить трактор на взлетно-посадочной полосе. И однажды здесь удачно приземлился терпевший бедствие Ту-154 с 72 пассажирами и 9 членами экипажа на борту.

Ту-154 вылетел из аэропорта Полярный в Якутии и направлялся в Москву. Через три с половиной часа на высоте 10 600 метров в самолете пропало электропитание, вышли из строя насосы, подающие топливо, отказали автопилот, навигация, связь. Сработала сигнализация о критическом остатке топлива, посадку нужно было совершить в течение 30 минут. До ближайшего аэропорта, в Ухте, слишком далеко, чтобы долететь на остатке топлива.

Снизились до трех тысяч метров, прошли сквозь облака и увидели: повсюду тайга. Потом промелькнул поселок Ижма, речка. Пилоты были готовы попытаться приземлиться даже на опушку леса или огород. И вдруг самолет пронесся над бетонной полосой, при этом никаких данных об аэропорте в этой местности у пилотов не было. Они сделали несколько кругов над из ниоткуда взявшейся полосой, оценили ее состояние и приняли решение садиться. Для Ту-154 полоса была слишком короткой, и самолет немного выкатился за ее пределы, в лес. Вокруг свалившегося с неба лайнера собрался весь поселок Ижма, прибыли МЧС и пожарные машины.

Пилоты открыли форточку, в кабину посыпались листья с деревьев, и только тогда они начали осознавать, что все могло закончиться гораздо хуже.

Благодарить за благополучное приземление нужно было Сергея Сотникова, много лет поддерживающего взлетную полосу закрытого аэропорта в хорошем состоянии. В 2010 году он стал лауреатом Премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея» - за верность долгу, профессионализм и личное мужество.

Попутчик. Кровавая драма на борту

Авиалайнер McDonnell Douglas DC-10-30F, 7 апреля 1994 года, рейс DX705 Мемфис - Сан-Хосе (США)

Оборн Кэллоуэй, бывший военный летчик, а теперь бортмеханик грузовых рейсов в компании FedEx, панически боялся вылететь с работы и оставить родных без денег (в резюме он наврал о предыдущем опыте полетов, и это вот-вот должно было раскрыться). Он решил не дожидаться увольнения, а погибнуть на работе: в этом случае его бывшая жена и дети имели бы шанс на максимальную страховку - 2,5 миллиона долларов. Для этого ему нужно было расправиться со своим экипажем и разбить самолет.

Он все распланировал, но накануне его команда превысила налет часов, и экипаж на рейсе заменили. Кэллоуэй не отступил и полетел на откидном кресле в грузовом отсеке - таких пассажиров в компании называют попутчиками. С футляром для гитары, где были спрятаны молотки и гарпун, он занял свое место в самолете.

Через 30 минут после взлета Кэллоуэй напал на экипаж. Под ударами молотков оказались все трое: командир воздушного судна Дэвид Сандерс, второй пилот Джеймс Такер и бортинженер Эндрю Питерсон. Такер с проломленным черепом удерживал самолет в небе, пока остальные двое пытались скрутить Оборна Кэллоуэя. Пилот направил нос машины вверх, бой откатился в грузовой отсек. Только теперь ему удалось развернуть машину обратно на Мемфис, связаться с диспетчерами и сообщить, что при посадке экипажу требуется военное вмешательство для захвата вооруженного преступника. В грузовом отсеке повсюду кровавые следы, но Сандерсу и Петерсону удалось сдерживать преступника до посадки самолета.

Пассажирам рейса, следовавшего из Нью-Йорка в Сиэтл, пришлось пережить экстренное приводнение на реку Гудзон, после того как Airbus A320 был атакован стаей серых гусей. Менее чем через минуту после взлета самолет зашатался, пассажиры увидели, как из двигателей вырывается пламя. Поджарившиеся в двигателях гуси вывели их из строя.

Командир воздушного судна, бывший военный Чесли Салленбергер, сообщил диспетчеру о столкновении со стаей птиц и передал сигнал бедствия. Секунды спустя стало ясно, что он не сможет удержать машину в воздухе и дотянуть до взлетно-посадочной полосы. Рискованной, но единственной возможностью спасти экипаж и 150 пассажиров была посадка на Гудзон.

Пилот развернул самолет с севера на юг, спланировал на реку, не задев ни грузовые паромы, ни мост Вашингтона, и приводнился напротив оживленной 42-й улицы Манхэттена. Поседевшие, но живые пассажиры выбрались на крылья самолета. Профессионалы авиаотрасли и пресса назвали происшедшее «чудом над Гудзоном».

Лишний пассажир. Приземление с двумя истребителями

Boeing 767, Condor Airlines, 28 августа 2015 года, рейс Лас-Вегас - Франкфурт

А теперь можешь выдохнуть и отстегнуть ремни безопасности. Не будет ни извергающихся вулканов, ни остановившихся двигателей, ни пилотов за бортом. Только кот, истеричная модель и два истребителя.

Модель Дашенка Гиральдо и ее кот стали причиной экстренной посадки самолета в сопровождении двух истребителей. Девушка пришла в ярость, когда стюардессы забрали у нее питомца, летевшего не в специальном контейнере, а в сумке, и заперли его в туалете. Пассажирка потребовала вернуть кота, потому что он не может лететь в таких невыносимых условиях. Стюардессы вежливо отказали, после чего девушка пригрозила обрушить самолет, ссылаясь на свои тесные связи с мафией.

После таких заявлений с базы ВВС США в Колорадо были подняты в воздух два истребителя. Они сопровождали борт до посадки в Денвере. Самолет в аэропорту встречали представители ФБР, связи с мафией не подтвердились, и авиадебоширку отпустили с миром.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, что бы вы сделали, если оказались в воздухе, а пилот авиакомпании потерял сознание? Если нет никакой возможности управлять самолетом, ваша безопасность может зависеть только от нескольких важных решений. Вашей посадкой, вероятно, будет руководить кто-то по радио, но этот обзор поможет вам узнать, чего можно ожидать. Сценарии развития таких событий часто можно увидеть в фильмах и телевизионных шоу, но в реальном мире нетренированным людям не пришлось бы сажать большой самолет. Но применяя некоторые базовые навыки и руководствуясь советами авиадиспетчеров, это возможно.

Шаги

Часть 1

Предварительные действия

    Садитесь в кресло капитана. Капитан обычно сидит в левом кресле, где сконцентрированы все "рычаги" управления самолетом (особенно для легких одноместный авиационных двигателей). Пристегните ремень безопасности и плечевой ремень, если таковой имеется. Почти все самолеты имеют двойное управление и вы можете успешно посадить самолет сидя в любой стороне. Не прикасайтесь к элементам управления самостоятельно! Этим, скорее всего, будет заниматься автопилот. Оставьте управление ему.

    • Убедитесь, что пилот, находящийся без сознания, не опирается на руль управления (эквивалент рулевого колеса самолета).Некоторые самолеты могут иметь боковой руль, который находится слева от сиденья капитана.
  1. Передохните. Вы, вероятно, будете в стрессовом состоянии от сенсорной перегрузки и серьезности ситуации. Правильное дыхание поможет вам сосредоточиться. Сделайте медленный, глубокий вдох, чтобы управлять своим телом.

    Выровняйте самолет. Если плоскость заметно повысилась или понизилась, нужно аккуратно выровнять линию горизонта с помощью внешнего руководства. Наконец - то все навыки, полученные от видеоигр могут пригодиться!

    • Найдите авиагоризонт. Иногда его еще называют искусственным горизонтом. Он состоит из миниатюрного набора «крыльев» и изображения горизонта. Верхняя часть синего цвета (небо), а нижняя - коричневого. На некоторых сложных самолетах индикатор отображается на дисплее перед пилотом. В старых самолетах он находится в центре верхнего ряда инструментов. На современных авиалайнерах основной индикатор полетных данных (PFD) будет прямо перед вами. Здесь отображается важная информация, такая как приборная скорость полета (IAS) в узлах, скорость относительно земли (GS) в узлах, высота в футах и названия. Также здесь отображается информация, включен ли автопилот. Обычно это обозначается как АР или CMD.
    • Скорректируйте движение (высоты или снижения) и крен (поворот), если необходимо. Миниатюрные крылья должны находиться на одном уровне с искусственным горизонтом. Если они уже установлены в этой позиции, не трогайте элементы управления, переходите к следующему шагу. Если вам нужно выровнять самолет, потяните за руль на себя, чтобы приподнять нос самолета или толкните вперед, чтобы опустить нос. Вы можете изменить крен (поворот), вращая руль влево или вправо, чтобы включить нужное направление. Одновременно, необходимо применить обратное давление на руль, чтобы уберечь самолет от потери высоты.
  2. Включите автопилот. Если вы пытались исправить траекторию полета, автопилот, вероятно, был отключен. Включите его нажав кнопку "Автопилот" или "АВТО ПОЛЕТ", "АФН" или "AP" или что-то в этом роде. На пассажирских самолетах кнопка автопилота расположена в центре дисплея, так, чтобы оба пилота могли легко до нее дотянуться.

    • Только если эти действия заставят самолет работать не так, как вы хотите, отключите автопилот, нажав все кнопки на руле управления (среди которых, вероятно, будет и кнопка отключения автопилота). Обычно, лучший способ заставить самолет лететь нормально - не касаться средств управления. Автопилот предназначен для того, чтобы большинство людей, не являющихся пилотами, могли сохранять контроль плоскости.

Часть 2

Процедура посадки
  1. Обратитесь за помощью по радио. Ищите ручной микрофон, который обычно находится слева от кресла пилота чуть ниже бокового окна, и используйте его как CB радио. Найдите микрофон или возьмите гарнитуру пилота, нажмите и удерживайте кнопку, и повторяйте "Первомай" три раза с последующим кратким описанием вашей чрезвычайной ситуации (пилот без сознания и т.д.). Не забудьте отпустить кнопку, чтобы услышать ответ. Авиадиспетчер аэропорта поможет вам управлять самолетом и безопасно его посадить. Слушайте внимательно и отвечайте на вопросы диспетчеров в меру своих способностей, чтобы они могли помочь вам по максимуму.

    Используйте позывной самолета, когда вы говорите с диспетчером. Позывной самолета находится на панели (к сожалению, у него нет стандартного положения, но позывной должен быть где-то на панели). Позывные для самолетов, зарегистрированных в США начинаются с буквы "N" (например, N12345). По радио буква "N" может быть перепутана с другими буквами, поэтому нужно сказать например, "Ноябрь". С помощью вызова можно будет четко определить местонахождение самолета, а также дать диспетчерам важную информацию о самолете, чтобы они могли вам помочь его посадить.

    • Если вы находитесь на коммерческом самолете (воздушные суда таких авиакомпанией, как United, American, USA Airways и т.д.), воздушное судно не нужно называть по его букве "N". Наоборот, нужно назвать его позывной или номер рейса. Иногда пилоты могут положить записку на панель управления, чтобы помнить эту информацию. Можно спросить стюардессу, какой номер рейса у этого самолета. При вызове по радио говорите имя авиакомпании, а затем номер рейса. Если номер рейса 123 и вы летите компанией United, ваш позывной будет "United 1-2-3". Не читайте цифры, как обычное число, а говорите "United сто двадцать три".
  2. Поддерживайте безопасную скорость. Смотрите на указатель скорости (обычно он обозначается как ASI, воздушная скорость или узлы), который обычно располагается по направлению к верхней левой части панели управления, и следите за скоростью. Скорость может отображаться либо в MPH, либо в узлах (они аналогичны). Скорость маленького 2-местного самолета не должна быть менее 70 узлов, большого – не меньше 180 узлов. В конечном счете, просто убедитесь, что горит "зеленая" зона для нормального полета, пока вы не свяжетесь по радио с диспетчером.

    • Если скорость полета начинает расти и вы не касались дросселя, вы, вероятно, летите вниз, поэтому следует мягко подправить штурвал. Если скорость полета уменьшается, аккуратно оттолкните нос, чтобы увеличить скорость. Не позволяйте самолету лететь слишком медленно, особенно вблизи земли. Это может привести к тому, что мотор заглохнет (крыло уже не поднимется).
  3. Начинайте спуск. Диспетчер проинформирует вас о порядке посадки и направит в безопасное место для приземления. Скорее всего, вам выделят взлетно-посадочную полосу в аэропорту, но в редких случаях вам может быть придется садиться в поле или на дорогу. Если вы должны приземлиться и не можете добраться до аэропорта, избегайте мест с линиями электропередач, деревьями или другими препятствиями.

    Перейдите к посадке. Вы будете работать с различными сопротивлениями (планки и закрылки рядом с дросселями), чтобы замедлить скорость самолета не теряя равновесие. Опустите шасси вниз, если они выдвижные. Если механизм работает, то вам не нужно ничего делать. Ручка передач (конец ручки имеет форму шины), как правило, находится только в правой части центральной консоли, немного выше того места, где должно располагаться колено второго пилота. Если вам нужно приземлиться на воду, оставьте шасси в положении вверх.

    • Прежде чем приземлиться, вы должны будете поднять нос самолета и приземлиться на так называемую «подушку», коснувшись земли главными колесами. «Подушка» образуется с помощью угла 5-7 градусов в малой авиации, а в некоторых более крупных самолетах она может означать подъем носа самолета до 15 градусов.
    • Управляя большим коммерческим самолетом, активируйте обратную тягу, если она у него есть. На самолетах типа Boeing за дросселем есть бары. Потяните за них и тяга будет направлена вперед, что поможет остановить самолет. Если ничего не помогает, потяните за дроссель быстро, насколько это возможно.
    • Уменьшите мощность до холостого хода, потянув дроссель на себя, пока не увидите знак с надписью "не работает". Этот черный рычаг обычно располагается между пилотом и вторым пилотом.
    • Осторожно нажимайте на тормоза на педаль сверху . Используйте достаточно давления, чтобы остановить самолет без заноса. Сами педали используются для того, чтобы направить самолет к земле, так что не нужно их использовать, если самолет не отклоняясь от взлетно-посадочной полосы.
  4. Поздравьте себя. Как только пилоту без сознания окажут первую помощь, можете, наконец, расслабиться. Идите вперед, вы заслужили это! И если вы можете остановиться, чтобы посмотреть на другой самолет, не говоря уже о том, чтобы попасть снова на один из них, вы просто можете быть обладателем "правильного материала" и рассмотреть вопрос о курсах у сертифицированного инструктора. С другой стороны, может быть и нет. Просто напишите книгу об этом.

 

Возможно, будет полезно почитать: