Регулировка дроссельной заслонки нексия 8 кл. Настройка дроссельной заслонки - повышает эффективность двигателя. Датчик положения дроссельной заслонки: его функции и принцип работы

Среди всего разнообразия деталей автомобиля, выделяют одну, от которой в большой степени зависит подача кислорода в силовой агрегат транспортного средства. Указанный элемент носит название «дроссельной заслонки» и является частью впускной системы двигателя внутреннего сгорания. В данной статье мы расскажем о регулировке дросселя, способе его «обучения», а также постараемся разобраться в работе датчика дроссельной заслонки и особенностях его настройки.

1. Датчик положения дроссельной заслонки: его функции и принцип работы

Дроссель (он же дроссельная заслонка), как конструктивный элемент впускной системы бензиновых моторов, предназначен для регулировки количества воздуха, поступающего внутрь силового агрегата. Воздух необходим для создания топливно-воздушной смеси, а значит и сама дроссельная заслонка принимает в этом процессе непосредственнее участие. А вот за качество и стабильность работы названного элемента, в значительной мере, отвечает его датчик положения.

Является специальным устройством, предназначенным для преобразования углового положения дросселя в напряжение постоянного тока. Другими словами, его можно назвать датчиком электронной системы управления работой двигателя транспортного средства, обладающего системой впрыска топлива.

Такое устройство просто необходимо системе, иначе точное дозирование топлива будет проблематичной задачей. Как только датчик положения дросселя подает сигнал, контроллер определяет текущее положение заслонки, а исходя из скорости изменения сигнала, отслеживается динамика нажатия на педаль акселератора, что, в свою очередь, выступает основным фактором для точной дозировки топлива.

При запуске мотора, контроллер начинает отслеживать угол отклонения дроссельной заслонки, и если она окажется открытой более чем на 75%, то активируется режим продувки двигателя. По сигналу датчика, свидетельствующем о крайнем положении дросселя, контроллер переходит к управлению регулятором холостого хода, осуществляя, таким образом, дополнительную подачу воздуха в мотор автомобиля, в обход закрытой заслонки.

Описанный датчик – это аппарат потенциометрического типа, включающий в себя постоянный и однооборотный переменный резисторы. Общее сопротивление данных элементов достигает около 8 кОм. На один из выводов потенциометра, контроллер подает опорное напряжение, а другой крайний вывод устройства соединен с массой. Средний вывод отвечает за передачу сигнала о текущем положении дроселя, который проходя через резистор поступает к контролеру. Значение сигнала, напряжение которого меньше 0,7 V, расценивается как показатель полностью закрытой заслонки, а если напряжение равно или превышает 4V, то блок управления считает дроссельную заслонку полностью открытой.

ДПДЗ устанавливается на корпусе дросселя и соединяется с осью его вращения, имеющей специальную проточку, которая входит в гнездо датчика положения и крепится к нему посредством двух винтов. Установка датчика на место, должна проводиться с некоторым смещением и через защитную прокладку-колечко. После того, как он окажется на своем месте, его нужно повернуть до полного совпадения крепежных отверстий самого датчика и отверстий на корпусе заслонки, после чего они соединяются с помощью винтов крепления.

Настройку начального положения датчика проще всего выполнять прямо на автомобиле. После его установки (при выключенном зажигании) выполняется подключение разъема датчика, дальше включают зажигание и проверяют напряжение на сигнальном выводе. Значение должно соответствовать менее 0,7 V, а если показатель больше, то нужно сориентировать датчик до нужного Вам значения, путем ослабления винтов крепления.

2. Регулировка дроссельной заслонки

Что бы отрегулировать дроссельную заслонку, первым делом выключите зажигание автомобиля, чем Вы обеспечите ее закрытие, отключите разъем датчика, сразу проверив наличие проводимости между клеммами, и если ее нет, то это значит, что ДПДЗ следует настроить и отрегулировать.

Теперь, когда заслонка находится в закрытом положении, следует воспользоваться щупом, располагающимся между рычагом и винтом (также, там находится прокладка корпуса дроссельной заслонки). Используя омметр (или любой другой аналогичный прибор), убедитесь, что и здесь напряжение отсутствует, в противном случае, если прибор показал его присутствие, значит можно сделать вывод о неисправности датчика и произвести его замену на новое устройство. Когда все хорошо, то регулировка продолжается в обычном порядке: нужно проворачивать привод дросселя до тех пор, пока не будет достигнуто того значения между клеммами, которое указывается в технической документации транспортного средства. После выполнения регулировки, проверьте плотность фиксации винтов на датчике, так как в ходе проведения работы они могли ослабиться и разболтаться.

3. Что нужно и как настроить дроссельную заслонку?

Важность процедуры настройки (или адаптации) дроссельной заслонки трудно переоценить, однако, далеко не каждый водитель знает, что она из себя представляет. Сейчас мы попробуем разобраться в данном вопросе.

При работе дроссельного узла любого современного автомобиля, на поверхности заслонки постепенно накапливаются загрязнения разного рода – будь то пыль, сажа или технический смазочный материал. Со временем, все они формируют довольно приличный слой грязи, который уменьшает воздушный зазор между заслонкой и воздуховодом транспортного средства. Наличие зазора установленной нормы, очень важный момент в вопросе нормального функционирования силового агрегата машины, ведь именно благодаря ему обороты холостого хода могут придерживаться нужного уровня.

При его уменьшении, ЭБУ () автомобиля посылает команду для приоткрытия заслонки путем введения определенных коэффициентов, учитывающих изменения ее сечения. Некоторое время, электронному блоку удается поддерживать воздушный зазор на постоянном уровне, но все равно, рано или поздно, дроссель придется чистить от накопившейся грязи. Выполнив промывку указанного узла, Вы увидите как увеличились обороты двигателя, а все благодаря тому, что сечение дроссельной заслонки освободится от ненужного слоя и станет больше.

Процедуру возвращения дроссельной заслонки в начальное (установленное производителем) положение, принято называть ее «адаптацией» или «обучением». Правда, необходимость подобной операции, предусматривающей приведение высоких оборотов холостого хода к стандартному показателю, не ограничивается одним только после промывочным периодом указанного узла, но и требуется в ряде других случаев. К примеру, после полной разрядки аккумуляторной батареи машины; после снятия или замены педали акселератора; после замены или повторного подключения ЭБУ транспортного средства.

Наиболее характерными признаками, свидетельствующими о том, что требуется срочная настройка дросселя есть следующие явления: при перегазовке слышен свист; на холостом ходу мотор ведет себя неадекватно, либо без причины падает мощность. Прежде, чем приступать к «обучению» дроссельной заслонки, стоит выполнить несколько обязательных требований:

- хорошо прогреть мотор, поездив на автомобиле минут 10;

Обеспечить напряжение аккумулятора, в режиме холостого хода, на ровне не менее чем 12,9 В;

Прогреть коробку передач;

Выставить колеса автомобиля и его руль в среднее положение;

Обеспечить температуру мотора на уровне 70-95 °С;

Отключить все приборы, оказывающие нагрузку на электросеть транспортного средства (фары, обогрев стекол, кондиционер и т.д.);

Если на автомобиле используется АКПП, то ее селектор ставят в положение «N» или «Р».

«Обучение» дроссельной заслонки и педали акселератора, желательно провести перед соответствующим «обучением» холостого хода. В случае отсоединения кабеля датчика, который посылает сигнал о положении педали акселератора, следует выполнить несколько необходимых действий:

1. Для начала, полностью отпустите педаль;

2. Поверните ключ зажигания в положение «ON» и подождите пару секунд;

3. Отключите зажигание и выждете 10 секунд;

4. Выполнение действия повторить еще несколько раз.

Ничего сложного, в описанной процедуре нет, но не смотря на это, она может научить дроссель правильно открываться. А вот что бы «научить» клапан положению «Закрыто», необходимо выполнить такие операции:

1. Полностью отпустить педаль акселератора;

2. Повернуть ключ в положение "ON";

3. Переключить зажигание в режим "OFF" и выждать 10 секунд;

4. Следить за тем, что бы в течении этих 10 секунд рычаг клапана перемещался (о выполнении такого перемещения будет свидетельствовать характерный звук).

На данном этапе «адаптации», можно переходить к непосредственной настройке холостого хода, для чего нам понадобиться секундомер и немного терпения. Выполнение процедуры проходит в несколько этапов:

o Сначала, мотор автомобиля запускают и прогревают до обычной рабочей температуры;

o При включении зажигания, на протяжении 10 секунд, никакие действия уже не должны выполняться;

o Включив зажигание (педаль акселератора отпущена) ждут три секунды;

o Затем, пять раз подряд, следует полностью нажать и полностью отпустить педаль акселератора;

o Спустя 7 секунд, на педаль снова полностью нажимают и удерживают в таком положении на протяжении 20 секунд;

o Отпускать педаль нужно лишь тогда, когда на приборной панели перестанет мигать индикатор, указывающий на наличие неисправности (в нормальном рабочем состоянии он должен светиться ровным светом);

o Сразу после этого, не трогая педаль акселератора, запускают двигатель, позволяя ему функционировать в режиме холостого хода примерно секунд 20;

o На завершающем этапе «обучения», выполнив все вышеуказанные действия, следует разогнать мотор (2-3 раз будет достаточно) и убедиться в соответствии оборотов холостого хода стандартам угла опережения зажигания. Ну вот и все, на этом процесс адаптации дроссельной заслонки можно считать полностью законченным.

4. Настройка датчика дроссельной заслонки

Для чего вообще нужна такая настройка? Конечно, если в работе двигателя Вас полностью все устраивает, то лезть к дросселю и правда незачем. Но если заслонку уже пытались настроить, к примеру, с целью понижения оборотов мотора, то выполнение указанной процедуры будет просто необходимым, ведь именно из-за этого может наблюдаться повышенный , так как датчик «не видит» закрытого положения дроссельной заслонки и попусту льет бензин.

Для выполнения настройки Вам понадобиться мультиметр и щуп. Что касается последнего инструмента, то для разных двигателей требуется разный его размер. Так например, для мотора 4a-Fe и 7а-Fe подходит щуп 0,7, а для силового агрегата 4е-Fe и 5е-Fe – инструмент с параметром 0,6. Сама процедура настройки предусматривает выполнение следующих действий:

1. К контактам мультиметра подсоединяют провода с небольшой «мамой», благодаря которой можно будет более плотно зафиксировать их на разъёме датчика дросселя;

2. При проверке мультиметр выставляется в звуковой режим или в режим Омметра;

3. Провода мультиметра подсоединяют к выводам IDL и Е2, при чем, в большинстве случаев, абсолютно все равно какой провод к какому выводу подключать;

4. Теперь нужно взять подходящий щуп (размер зависит от типа двигателя) и вставить его между регулировочным винтом и рычагом дроссельной заслонки.

5. После подсоединения заводят мотор, а затем, ослабив два болта датчика, уводят щуп до конца. Последнее действие следует выполнять медленно и очень аккуратно, двигая щуп против часовой стрелки до того момента, пока мультиметр не начнет пищать (при проверке в режиме Омметра, вместо звукового сигнала должно наблюдаться изменение его показаний). Вот как раз появление звукового сигнала или изменение показаний Омметра свидетельствуют о том, что Вы достигли нужного значения и датчик дроссельной заслонки можно зафиксировать в таком положении.

Неисправности начались с того, что на машине стали сильно плавать обороты, а также появилось ощущение, что дроссельная заслонка перестала адекватно реагировать на педаль газа. Будто бы она начала залипать. После чтения форумов стало понятно, что она засорилась нагаром, и я решил ее самостоятельно почистить. После снятия заслонки я попробовал ее почистить обычным средством для удаления автомобильной грязи, но это мало помогло. Если упустить все подробности, то кратким итогом будет следующее: нормально промыть заслонку можно только средством для промывки дроссельных заслонок или очистителем карбюратора.

После установки дросселя на место обороты так и не перестали плавать. Забегая вперед скажу, что нужно было сбросить калибровки дросселя в мозгах или просто проехать несколько сотен километров. Но по своей глупости я решил покрутить пластиковый регулировочный винт на дросселе и вообще сбил все настройки. Вот этот винт:

Не понимая, что я творю, я сбил все настройки холостого хода и в результате получил работу двигателя как у трактора:)
Где-то год я так поездил, греша на то, что дроссель просто сломался и вообще на то, что движок и так был вытащен с того света после столкновения поршней и клапанов, но это уже совсем другая история.

И вот на днях меня осенило, что если промыть дроссель, сбросить калибровки и плавно крутить этот винт на заведенном двигателе, то можно настроить холостой ход до идеального состояния. И вот я почти все настроил, двигатель заработал почти отлично и тут этот болт сломался! Такой подставы я конечно не ожидал, и поехал искать его в магазинах. И тут очредной облом - отдельно он не продается, и можно купить только весь дроссель в сборе за несколько десятков тысяч рублей... Такой вариант меня не особо устроил. Найти такой же болт на разборке тоже оказалось проблематичным, так как при выкручивании оказалось, что он часто ломается.

После долгих мозговых потуг я решил сделать такой винт сам.
Основная проблема в том, что это не просто винт, а пустотелая пластиковая трубка в подпружинным толкателем, который и двигает саму заслонку. Вначале я попробовал заменить этот внит простым стальным болтом без пружины, но машина постоянно сыпала джекичаном и сваливалась в авариный режим при движении в пробке. Так что это не вариант.

В итоге я решил сделать полную копию заводского винта. За основу я взял болт M10*50 и сточил до плоского состояния его торец:

Далее рассверливаем продольное отверстие сверлом на 5.5мм, оставляя на торце болта отверстие 2.5мм, в которое будет упираться шток, а сбоку болта сверлим дырку для штифта, фиксирующего пружинку (получилось немного криво, но работать будет):

В корпусе дроссельной заслонки были останки старого пластикового болта, поэтому его пришлось высверлить и нарезать новую резьбу М10:

Собираем винт, смазываем его литолом, обматываем резьбу фумлентой, чтобы он не шатался в резьбе и крутился туго и собираем дроссель:

Ставим датчик положения дроссельной заслонки, заливаем дырку в болте глюганом, и дроссель готов:

Для калибровки закручиваем болт так, чтобы дроссельная заслонка была слегка-слегка приоткрыта, сбрасываем калибровки в мозгах и заводим двигатель. После того, как он поработает несколько минут, нужно посмотреть, не дребезжит ли заслонка. Если она постоянно двигается, а двигатель дергается, то болт надо немного покрутить. Следует найти то состояние, при котором дроссель будет неподвижен, а мотор работать равно. Все! Теперь дроссель можно считать отремонтированным и наслаждаться мягкой работой мотора. А деньги на новый дроссель можно потратить на что-нибудь более приятное:)

Надеюсь мой опыт будет полезен для кого-нибудь

Аналог современного автомобиля – это устройство из множества узлов и агрегатов. Отклонения в работе самого маленького составляющего может привести к достаточно серьезным проблемам. (ДПДЗ) – это один из примеров такого типа составляющих. А регулировка дроссельной заслонки – это неотъемлемый элемент плановой диагностики любого автомобиля.

Дроссельная заслонка представлена в виде воздушного клапана, функциональная задача которого заключается в регулировке количества воздуха, попадающего к мотору. К принципиальным особенностям агрегата относится изменение сечения воздушного канала. При её открытом положении воздух спокойно движется по впускному коллектору. Датчик положения дроссельной заслонки, расположенный здесь, и определяет угол открытия. Эта функция осуществляется за счет его связи с блоком управления двигателя. Сигналы, поступающие от датчика, способствуют подаче команды от блока управления для увеличения количества впрыскиваемой горючей смеси. Таким образом, рабочая смесь обогащается, а работа мотора приближена к максимальным оборотам.

Его датчик включает два вида резисторов:

  • Однооборотный постоянный.
  • Переменный.

Сумма их сопротивления примерно равна 8 кОм. Опорное напряжение здесь подается на один из крайних выводов из контроллера, а второй вывод соединяется с массой. Благодаря этому сигнал поступает к контроллеру, информируя о нынешнем положении дроссельной заслонки. Значение напряжения импульса зависит от уровня положения элемента, стандартный интервал которого 0.7 до 4 Вт.

Важно: открытое состояние агрегата свидетельствует об уровне давления во впускной системе автотранспорта аналогично атмосферному; при закрытом состоянии – это значение уменьшается к состоянию вакуума.

Типовое разнообразие

Всем известны два типа ДПДЗ:

  1. Образец с механическим типом привода.
  2. Агрегат с электрическим типом привода.

Первый тип внедряется автомобильном транспорте эконом-класса. Комплектация элементов объединена в отдельном блоке, который включает в себя следующие детали:

  • корпус;
  • дроссельную заслонку;
  • датчик;
  • регулятор холостого хода.

В качестве дополнения здесь также расположены патрубки, функциональная задача которых заключается в обеспечении работы систем улавливания паров бензина и вентиляции картера.

Корпус заслонки входид в состав системы охлаждения. Функциональная задача регулятора холостого хода заключается в поддерживании частоты вращения коленвала в закрытом положении заслонки при запуске либо прогреве двигателя. РХХ представляет собой шаговый электродвигатель и клапан. Функциональные задачи этих деталей в регулировке подачи воздуха, поступающего к системе впуска в обход.

В современных условиях большинство заводов-производителей укомплектовывают машины заслонками электрического типа привода. Эти элементы характеризуются собственной электронной системой управления. Таким образом, на всех скоростных диапазонах и нагрузках машины обеспечивается оптимальная величина крутящего момента. К увеличению мощности и динамики владельцы получают снижение расхода топлива и уровня токсичности выхлопных газов.

Этот элемент включает в себя следующие механизмы:

  • Корпус.
  • Дроссельную заслонку.
  • Электродвигатель.
  • Редуктор.
  • Возвратный пружинный механизм.

Отличия электрического типа заслонки

Основные функциональные различия:

  • Отсутствие механической связи между педалью газа и заслонкой;
  • Регулировка ХХ путем непосредственного перемещения заслонки.
  • Электронная система в силах самостоятельно повлиять на величину крутящего момента ДВС. Это возможно благодаря отсутствия жесткой связи между педалью газа и дроссельной заслонкой. Это условие сохраняется даже при нажатии водителем на акселератор.

Подобные функциональные изменения возможны благодаря работе датчиков входного типа блока управления и исполнительного устройства. Это устройство электронной системы управления дополнительно характеризуется датчиком положения педали акселератора, выключателем положения тормоза и сцепления. Благодаря всему этому блок управления двигателя успешно реагирует на сигналы датчиков, преобразуя их на модуль заслонки в управляющие действия.

Альтернативная замена

Иногда встречаются автомобили с параллельной установкой 2-х ДПДЗ. В функциональном смысле подобный монтаж никакой мощности не прибавит, но в случае выхода из строя одного агрегата бесперебойную работу осуществляет второй. Поэтому внедрение двух ДПДЗ осуществляется с целью повышения надежности работы модуля. Эти элементы могут быть как бесконтактного типа так и с контактом скользящего типа. В качестве дополнения такая конструкция модуля включает аварийное положение заслонки, которое действует благодаря возвратному пружинному механизму.

Характер неисправностей

Неисправности или неправильная регулировка заслонки могут проявляться в следующих особенностях:

  • неуверенный или затрудненный запуск двигателя;
  • повышенный расход топлива;
  • увеличенные обороты холостого хода;
  • провалы при наборе скорости;
  • дергания при переключении.

Регулировочные работы

Именно на заслонку приходится основной процент работы. В силу того, что заслонка участвует в подвижной работе мотора постоянно, её угол положения требует периодической регулировки. Обратите внимание, такой процесс достаточно кропотливый. Не избежать замены дроссельной заслонки , если её регулировка приводит к каким-либо отклонениям. Дабы избежать подобных казусов при замене, рассмотрим детально подробности правильной регулировки дроссельной заслонки.

Во-первых, отключите зажигание, чтобы привести дроссельную заслонку в закрытое положение. Во-вторых, отключите в датчике разъем, параллельно проверив наличие проводимости между клеммами. Уверьтесь в том, что напряжения отсутствует. Затем можно приступать к настройке и регулировке датчика. После этого необходимо прибегнуть к помощи щупа толщиной 0,4 мм. Применяется он путем расположения между рычагом и винтом параллельно с расположением прокладки корпуса дроссельной заслонки.

С помощью омметра (можно воспользоваться другим аналогичным прибором) необходимо убедиться в том, что здесь напряжение также отсутствует. Наличие напряжения говорит о неисправности датчика и его надобности в дальнейшей замене. При соблюдении условия отсутствия напряжения, приступаем к непосредственной регулировке датчика. Манипуляции следующие: поворачивайте привод дроссельной заслонки до тех пор, пока угол между клеммами не достигнет значения, равного техническим стандартам на имеющегося транспортного средства. По завершении работ убедитесь в том, крепко ли закручены винты на датчике. В процесс регулировки они могли разболтаться.

Да Нет

Карбюраторы семейства Солекс 2108, 21081, 21083 имеют пять регулировочных винтов. Рассмотрим их назначение, расположение на карбюраторе и особенности проведения регулировки. Данная информация необходима при ремонте, регулировке и настройке карбюратора.


Винты регулировки оборотов холостого хода двигателя

Вращая эти винты можно отрегулировать обороты холостого хода двигателя в соответствии с нормой (650-700 об/мин для ВАЗ 2108, 2109, 21099).

Винт «количества» топливной смеси

Ввернут в отлив с резьбовым отверстием в средней части корпуса карбюратора. Своим наконечником касается ребра рычага управления дроссельной заслонкой первой камеры. Предназначен для увеличения объема топливной смеси поступающей в цилиндры двигателя на холостом ходу. При заворачивании, своим наконечником перемещает рычаг управления, приоткрывая дроссельную заслонку первой камеры – обороты ХХ растут. При выворачивании – обороты ХХ падают. Наконечник винта «количества» так же выступает в роли минусового контакта в системе ЭПХХ. Он сигнализирует о начале открытия дроссельной заслонки блоку управления ЭПХХ. По этому сигналу прекращается подача топлива в систему ХХ. См. .

Винт «качества» топливной смеси

Винт «качества» расположен в нижней части корпуса карбюратора и перекрывает своим конусом выходное отверстие топливной смеси из системы холостого хода.

Он предназначен для контроля за точной дозировкой топливной смеси поступающей через систему холостого хода в цилиндры двигателя путем изменения сечения этого отверстия. Проще говоря, винт «качества» пускает дополнительный бензин в топливную смесь на ХХ, тем самым, обогащая ее.

Особенности регулировки: изначальное положение винтов «количества» и «качества» — 1 – 1,5 оборота от полностью завернутого состояния.

Подробнее об устройстве и работе системы холостого хода: .

Винты регулировки положения дроссельных заслонок обеих камер карбюратора и воздушной заслонки

Необходимы для установки дроссельных заслонок обеих камер карбюратора в нужное положение для пуска и нормальной работы двигателя.

Винт регулировки положения дроссельной заслонки первой камеры карбюратора (при пуске двигателя)

Расположен на рычаге управления дроссельной заслонкой первой камеры карбюратора. Закреплен пружинным фиксатором. Служит для установки величины между кромкой дроссельной заслонки и стенкой первой камеры карбюратора при взведении пускового устройства (вытягивании «подсоса»). В этом случае рычаг управления воздушной заслонкой воздействует на винт и через него на рычаг управления дроссельной заслонкой.

Винт регулировки положения дроссельной заслонки второй камеры карбюратора

Расположен на отливе нижней части корпуса карбюратора. Закреплен пружинным фиксатором. Сверху на него надет защитный колпачок. На головку винта опирается рычаг управления дроссельной заслонкой второй камеры карбюратора.

Винт предназначен для регулировки величины зазора между стенками смесительной камеры карбюратора и кромками дроссельной заслонки (0,1±0,05 мм) в целях предотвращения скапливания топлива при работе ускорительного насоса. Нужное положение винта выставляется на заводе и больше не меняется.

Винт регулировки положения воздушной заслонки (регулировки пускового устройства)

Винт регулировки пускового устройства расположен в торце корпуса пускового устройства карбюратора Солекс. Он застопорен контргайкой.

Винт предназначен для ограничения хода диафрагмы пускового устройства при пуске двигателя. Тем самым достигается оптимальный угол открытия воздушной заслонки (пусковой зазор) необходимый для притока дополнительного воздуха в топливную смесь на режиме пуска.

Регулировочные винты карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083

 

Возможно, будет полезно почитать: