Ламповый усилитель мощности звука. Самодельный ламповый усилитель Предварительный усилитель на лампах своими руками

Ламповый предварительный усилитель на 12AX7 (6Н2П).

У многих меломанов не пропадает интерес к ламповым усилителям звука, но не у многих есть возможность собрать что то стоящее, и покупать дорогостоящие хорошие выходные лампы и выходные трансформаторы не каждый решится. Да и новичок-радиолюбитель, мечтающий о ламповом звуке, навряд ли решится сразу взяться за сложную (пусть и отличную) схему, поэтому для начала мы предлагаем освоить что то попроще, разобраться с ламповой схемотехникой, а уж потом браться за изобретение более сложного усилителя.

Ниже представляем вам схему лампового предварительного усилителя, реализованного на лампе 12AX7, отечественным аналогом которой является двойной триод 6Н2П.

Несмотря на простоту, предварительный усилитель обеспечивает довольно теплое звучание, мягкость басов и выделение вокала. На вход можно подавать сигнал как с микрофона, так и подключить гитару или линейный выход других звуковых устройств.
Анодные напряжения смотрите в справочной информации в конце статьи. Блок питания выполнен на двух трансформаторах 220/12 вольт. Чтобы преамп меньше шумел, по питанию накала ламп можно поставить стабилизатор 7812. Соединения произведены навесным монтажом, выпрямитель и стабилизатор собраны на отдельной плате.

Макет действующего предварительного усилителя изображен на снимке ниже:

Еще раз хочу отметить, что данный усилитель обладает красивой глубиной и детализацией звука. Ниже показан готовый вариант усилителя.

Справочный материал по лампам.

Данные лампы 12AX7.

Напряжение накала, В..................................................................................12.6/6,3
Ток накала, А..................................................................................................0,15/0,3
Напряжение на аноде, В................................................................................от 100 до 250
Напряжение смещения на первой сетке, В.................................................... от -2 до -1
Ток в цепи анода, мА.....................................................................................от 0.5 до 1.2
Внутреннее сопротивление, кОм......................................................................от 62.5 до 80
Коэффициент усиления......................................................................................100
Наибольшее напряжение на аноде, В.................................................................300
Наибольшая мощность, рассеиваемая на аноде, Вт............................................1,0
Наибольшее постоянное напряжение между катодом и подогревателем, В........ 180
Наибольшее напряжение на сетке, В........................................0
Наименьшее напряжение на сетке, В...................................... -50
Входная емкость каждого триода, пФ...................................... 1,8
Выходная емкость каждого триода, пФ....................................1,9
Проходная емкость каждого триода, пФ................................. 0,7+-0,1

Данные лампы 6Н2П.


Характеристики лампы 6Н2П
Напряжение накала............................................................6.3 В
Ток накала........................................................................0.34 А
Напряжение анода.............................................................250 В
Ток анода.........................................................................1.6 мА
Напряжение сетки.............................................................-1.5 В
Крутизна характеристики....................................................2.25 мА/В
Коэффициент усиления........................................................97.5
Наработка.........................................................................5000 ч

Междуэлектродные емкости лампы 6Н2П
Входная...........................................................................2.25 пФ
Выходная.........................................................................2.5 пФ
Проходная........................................................................0.75 пФ
Между катодом и нитью накала.........................................5 пФ
Между анодами................................................................0.15 пФ

Предельные эксплуатационные данные лампы 6Н2П
Наибольшее напряжение анода...................................300 В
Наибольшая мощность, рассеиваемая анодом............1 Вт


В статье я попробовал передать некоторый опыт построения универсального предварительного усилителя на лампах.
Почему на лампах?
Потому, что данная конструкция изначально предполагала совместную работу в составе лампового аудиокомплекса, в который помимо него должны войти два ламповых моноблока (однотактные, 6Э5П + ГУ-50).
Моноблоки пока еще не готовы, но при проведении испытательных прослушиваний был использован аналогичный по составу интегральный стереоусилитель, показавший совместно неплохие результаты.
В конечном итоге, все упирается в акустические системы. Чем выше их качество, тем меньшее надо вмешиваться в звуковой тракт.
Хорошо настроенный и правильно сделанный усилитель (не обязательно ламповый), совместно с добротной акустикой, не требует применения различного рода "улучшайзеров" и "оптимайзеров" (ИМХО). Это в идеале.
Ну а что делать с нашими малогабаритными комнатами, ограниченными финансовыми средствами (у большинства, я думаю), когда все равно хочется не просто послушать любимую музыку, но и получить определенную дозу адреналина и прочувствовать драйв?

Когда мой хороший друг, замечательный спортсмен, меломан и жизнелюб попросил соорудить ему предусилитель для домашнего стереокомплекса, то ТЗ (техническое задание, понимаешь) звучало следующим образом:
-чтоб обязательно ламповый;
-чтоб была тонкомпенсация, но в меру;
-чтоб НЧ и ВЧ можно было крутить "по полной";
-чтоб завести на него не менее 4-х источников сигнала;
-чтоб регулировать громкость раздельно по каналам;
-чтоб можно было "поиграться" межблочным кабелем от преда к УМЗЧ;
-ну и чтоб дизайн "кирпичиком" (такой, понимаешь, компьютерный хай-тек), ну и лампы спрятать, а то кругом и так пыли полно.
Вот такие исходные параметры. Крутите, Шура, крутите! :dance:


После анализа ситуации, был сделан вывод о том, что не все выходные каскады источников сигнала, даже с низким выходным сопротивлением, способны работать на довольно сложную комплексную нагрузку, которую представляет из себя пассивный мостовой регулятор тембра Баксандала, особенно те, которые имеют изначально малый ток покоя, и, возможно, низкую нагрузочную способность. Справедливости ради надо сказать, что номиналы переменных резисторов были уменьшены до 100к (по оригинальной схеме МАИ - 200...220к), просто потому, что такие имелись в наличии.
Итак, нужен буферный каскад, с хорошей нагрузочной способностью, низким выходным сопотивлением, током покоя не менее 8-10 мА, обладающий хорошей импульсной характеристикой и низкими гармоническими искажениями. Лампу берем такую-же, как в исходной схеме, 6Н23П. Несмотря на большое количество споров вокруг ее применения в аудиотехнике, считаю, что ее использование вполне оправдано во многих практических случаях, в том числе и в этом конкретно.
На лампах не экономим, учитывая ее дешевизну и доступность, на входе ставим повторитель Уайта, по одной лампе на вход каждого канала, на выход - усилитель напряжения, - итого - три двойных триода 6Н23П, недорого и сердито.
Почему повторитель Уайта? ,- спросите Вы. Поясню этот выбор так:
-в отличие от обычного катодного повторителя с коэффициэнтом передачи около 0.7...0.8, здесь мы имеем уже 0.96 и возможность получить общий коэффициэнт передачи около 1.0 (затухание в пассивном РТ компенсирует выходной каскад УН);
-за счет наличия положительной ОС в повторителе Уайта, имеем пониженное выходное сопротивление по сравнению с простым катодным повторителем;
-при "оптимизированной" величине положительной ОС получаем небольшой коэффициент гармоник и "живое" натуральное звучание.
Опять же, ничего нового не придумываем, все уже давно придумано и оптимизировано известными аудио-гуру, такими как Джон Бруски и его сподвижниками, повторившими неоднократно эту конструкцию.

Этот регулятор громкости на резисторе с одним отводом решено поставить на вход после коммутатора. Вообще-то нагрузка тоже "не сахар", надо проверить, как она поведет себя после всего уже на опробованных источниках сигнала. Оказалось, что вполне прилично, поэтому заканчиваем макетирование, рисуем схему -

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только


В принципе, я думаю, что сама схема в особых комментариях не нуждается. Хочу отметить, что реализованный на лампе 6Н23П повторитель Уайта способен работать на весьма низкоомную нагрузку, ну, например, головные телефоны сопротивлением 30 ом и даже меньше. А сам пассивный темброблок Баксандала рассчитан по программе, любезно предоставленной Евгением Анатольевичем Москатовым. Программа очень удобна и функциональна, проста в использовании и позволяет получить быстрый результат в расчете величин резисторов и конденсаторов на основании имеющихся в наличии радиолюбителя потенциометров.
Заканчивая со схемой самого предусилителя, упомяну, что стоящий на выходе классический УН на той-же 6Н23П имеет ток покоя около 10 мА, выходное сопротивление порядка 2.5 кОм и позволяет настойчивым экспериментаторам и любителям не только покрутить разные ручки, но и подогнать под нужное звучание "заветный" компонент аудиотракта, поигравшись вволю с различными межблочными кабелями.

Использован силовой трансформатор ТАН-1 127/220-50.Анодное напряжение получено путем схемы удвоения и никаких характерных особенностей не имеет.
Напряжение накала стабилизировано, от него же запитаны герконы и цепи индикации включенного источника сигнала, а также цепь задержки включения высокого напряжения (приблизительно на 40 сек.), собранная на регулируемом стабилитроне SR1, транзисторе Т2, реле RL1 (РЭС-48 паспорт РС 4.590.204, 6 Вольт, 42 ом) и времязадающих элементах R5C9. Для нормальной работы схемы задержки, конденсатор С9 должен быть с малым током утечки, здесь он составлен из двух, включенных параллельно танталовых электролитов еще советского производства. Диод D13 - разрядный, позволяет быстро восстановить работоспособность схемы задержки после выключения питания.
Переключатель-селектор входов можно использовать практически любой, ну, например, галетный. Он не влияет на прохождение звукового сигнала, а лишь коммутирует соответствующие катушки герконов и цепи индикации включения выбранного источника. У меня под рукой оказался какой-то 2-х секционный импортный галетник, на 5-ть позиций, т.к. количество входов равно четырем, то 5-е пары контактов не используются. Индикаторные светодиоды выбраны синего цвета, диаметром 3 мм и хорошо вписываются в "интерьер". На их месте могут работать практически любые светодиоды, в том числе и лампочки накаливания,- кому что нравится.
Вместо обычно используемого способа подачи "поднимающего" потенциала в цепь накала ламп от резистивного делителя напряжения (для защиты от пробоя накал-катод и устранения фона), здесь применен часто используемый зарубежом способ соединения шины накала после стабилизатора на землю, через высоковольтный конденсатор С11.
Обмотки трансформатора питания скоммутированы соответствующим образом, чтобы получить нужные напряжения и токи. У стандартного ТАН-1 , две накальные обмотки по 6.3 вольта соединены параллельно (что несколько маловато, но что поделаешь), для получения рабочего напряжения накала (6.1 в) использован транзистор (КТ819) с низким напряжением насыщения коллектор-эмиттер и коэффициэнтом усиления по току h21э около 80. На плате он установлен на небольшой радиатор, под который предусмотрены крепежные отверстия.

установленной вертикально на 2-х 10 мм стойках -


с тыльной стороны передней панели:

Сами переменные резисторы имеют конструкцию под печатный монтаж -


Они устанавливаются с одной стороны печатной платы, все остальные элементы - с другой.
Плата коммутации с герконами:

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только

размещена на задней стенке, вблизи входных RCA разъемов, также на 2-х 10 мм стойках, применяемых для крепления печатных плат.
Плата двусторонняя, с одной стороны - печатные дорожки, - с другой - экран с раззенкованными под ножки отверстиями.
Сами герконы - с двумя группами контактов, китайского происхождения (куда уж без них),
как уже упоминалось типа TRR-2A-05-D-00 в корпусе DIP.
Кремниевые маломощные диоды, гасящие самоиндукцию, крепятся пайкой прямо к соответствующим ногам герконов. Обе платы закрыты сверху экраном также из фольгированного стеклотекстолита. Все они соединены с нулевой шиной.
Блок питания также собран на печатной плате-

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только


установленной вертикально на средней полочке при помощи алюминиевого уголка, под ней смонтирован силовой трансформатор ТАН-1 127/220-50. Стандартная силовая евророзетка с предохранителем внутри установлена внизу задней стенки. Сами лампы также размещены на средней полке и вся соответствующая им "обвязка" смонтирована объемным монтажем на ламповых панельках и вспомогательных монтажных лепестках, размещенных рядом с ними. Соединения анодного питания и накалов ламп выполнены витыми медными парами одножильных проводов 5-й категории диаметром 0.53 мм, которыми прокладываются компьютерные сети. Их длина должна быть минимальна, по получившемуся конструктиву. Экранированный кабель, соединяющий выход коммутатора со входом регулятора громкости - высокого качества марки FURUTECH. Соединение сигнальных цепей РГ и РТ с печатных плат на входные лампы выполнены экранированными проводами, используемыми для инсталляции аудиооборудования фирмы CLARION. Их длина также должна быть по возможности минимальной.

Все внутренности видны на фото:




Особых комментариев, я думаю, здесь не нужно. Нулевая жила сделана из медного провода 1.5 мм и соединена с корпусом в одной точке на задней стенке блока. Конденсаторы фильтра питания С3, С4, С13 и С14 смонтированы непосредственно на лепестках монтажных панелек вблизи ламп.
Все органы управления выведены наружу, в самом низу - выключатель питания, чуть выше - 4-х позиционный галетный переключатель для управления переключением герконов и индикатора селектора входов, 4-е синих индикаторных светодиода, далее раздельные регуляторы громкости и регуляторы НЧ и ВЧ.
Конструкция не содержит никаких супер аудиофильских деталей, все резисторы - типа МЛТ, рассчитанные на соответствующую мощность, конденсаторы - пленочные, типов К73-9, К73-11, К73-17, также на соответствующие напряжения. Электролиты производства Тайвань, аналогичны нашим К50-35 на напряжение 400 в.
Транзисторы в блоке питания можно применять практически любые, подходящие по параметрам указанным на схеме, выбор их не критичен. Диоды в анодном питании - любые фасты на 600 в и ток не менее 1 А, а в выпрямителе накала - можно применить любую диодную сборку на ток не менее 3 А и напряжение 50 в. Дроссель на 0.5 мГн - от старого немецкого телефона, можно поставить любой другой или заменить его резистором величиной в сотню Ом (1 ватт).
Силовой трансформатор ТАН-1 также был выбран потому, что оказался в старых запасниках. Он закреплен на среднюю полочку через резиновый коврик и работает тихо, без гудения.
Для устранения ненужных вибраций и микрофонного эффекта, на днище блока приклеены четыре резиновых ножки от старого телефона при помощи двустороннего автомобильного скотча марки 3М.

Для самоделкиных-любителей, умелых рук мастеров и профессионалов, имеющих необходимый парк станков, привожу чертежи элементов конструкции корпуса. Может кому пригодится.
🕗 28/01/11 ⚖️ 244,91 Kb ⇣ 212 Здравствуй, читатель! Меня зовут Игорь, мне 45, я сибиряк и заядлый электронщик-любитель. Я придумал, создал и содержу этот замечательный сайт с 2006 года.
Уже более 10 лет наш журнал существует только на мои средства.

Хорош! Халява кончилась. Хочешь файлы и полезные статьи - помоги мне!


Назначение устройства – усиление сигнала до такого уровня, который более приемлем для последующего усиления оконечными усилителями мощности. На предусилители возлагают функции коммутации, регулировки тона сигнала, использование как усилитель для наушников, различные эффекты и прочее. Тут простейший вариант - просто плата лампового преда. Лампы в комплекте.

Цена
Стоит этот аппарат примерно одинаково на али и ебее в районе 10-14$

Как прислали
Упаковали просто в поролон. Хорошо, что лампы не разбились.



Внешний осмотр пациента








Размер платы - 76 x 74 x 20mm. Три отверстия для установки в корпус на стойках - девайс стоит не очень устойчиво на ровной поверхности.

Включаем
Для включения предусилка нужно ПЕРЕМЕННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ 12 В 1 А . От постоянного напряжения аппарат не будет работать. См схему ниже. Я использовал трансформатор на 12 В и полтора ампера. Подключать прямо к плате или через разъем питания типа «папа» с диаметром штыря 5.5*2.5 мм.


Подсветка ламп светодиодами снизу для меня была загадкой всегда. Через некоторое время лампы нагреются до градусов 45-50. Сильно греется большой двухваттный резистор слева от регулятора громкости. Включение питания совмещено с регулятором громкости.

Схема аппарата
Сам хотел нарисовать, но кто-то сделал в инете это за меня. Проверил. совпадает.


Даташит на лампу - китайский пентод 6J1:


Часто китайские «ламповые» усилители работают так: стоит лампа (иногда даже неподключенная). После лампы установлены транзисторы, которые и усиливают звук. Тут все по честному, правда на лампы подают анодное напряжение 56 вольт.
Схема подключения такая:

Тесты
Проверил перед включением постоянку на выходе усилителя. Все ок.


Проверим усиливает ли пациент сигнал. Как нагрузку на выход подключаем УНЧ Hi-Fi класса.


Подадим 1 кГц-0.3 Вольта на вход пациента. Такие параметры обычно имеет выход на наушники сотового телефона или mp3 плеера.Посмотрим с помощью осциллографа, что на выходе у испытуемого.
. Входной сигнал - синий (0.32 В), выходной - желтый (1.96 В). Как видно по картинке - усилитель усиливает сигнал и функцию предусилителя выполняет. Правда синусоида перевернута относительно исходного сигнала.

Синусоида на выходе - без искажений, симметрия соблюдена. Все ок:

Прямоугольник и треугольник - все ок:



Выходное сопротивление этой платы - около 3 кОм. Соответственно использовать ее в качестве усилителя для наушников нельзя. По факту при работе с наушниками 16-50 Ом усилитель сигнал не усиливает, а уменьшает. Но басы звучат хорошо. Вывод: подключать этот пред только к УНЧ.

К регулятору громкости претензий нет. На слух искажений баланса, щелчков, звука на нулевой громкости не заметил.

Впечатление от прослушивания
Знаменитого «теплого» лампового звучания нет. Пациент скорее «смягчает» звук. Басы звучат «бархатно». Какие-то инструменты начинают звучать более выражено и интересно. Со стереоэффектом проблем нету. Каналы в кашу не смешиваются. Со сценой все ок. Интереснее всего звучат стили типа New Age, баллады всякие, джаз, классика. Понравилось как на аппарате играют Enigma, Blackmore’s Night, Yanni, Вангелис. Для музыки типа рока или металла аппарат не очень звучит из-за указанного выше «умягчения» звука.

У аппарата есть одна проблема. Если увеличивать усиление больше режима 0.3 В -> 2 В, тогда становиться слышен низкочастотный гул 50-100 гЦ. Пробовал поместить трансформатор в экран, экранировать провода питания. Фон не уменьшается. Возможно обусловлен схемой питания и разводкой платы. Высокий уровень фона хорошо виден на спектрограмме. Сигнал не подан на вход усилителя. Регулятор громкости в нулевом положении:


При подаче сигнала этот фон никуда не уходит:

Выводы
Интересный недорогой ламповый аппарат. Трансформатор (вилка, предохранитель) для этого аппарата стоят дороже платы. Если гонять на разумной громкости, то фонового гула не слышно. Получаем приятный «мягкий» звук, который вы не сделаете ни каким цифровым «улучшателем» или эквалайзером. И любимая музыка зазвучит приятнее и с новым оттенком.


Есть люди, которые совершенно не видят разницы между плёночной и цифровой фотографией, а есть люди, которые совершенно не слышат разницы между цифровым и аналоговым звуком. Таким людям очень легко жить, другие же постоянно занимаются развитием и совершенствованием, стремясь к совершенству.

Сразу хочу отметить, что если вы не слышите разницы в звучании двух различных аудиосистем (или для вас она не является поводом что-то изменить) - смело пролистывайте дальше и ни в коем случае не заходите под кат. Просто потому, что вы всё равно ничего не поймёте. А всем остальным добро пожаловать под кат, где мы рассмотрим простейший способ ухудшить цифровой звук.

Итак, поехали!


Не буду пересказывать принципы работ радиоламп и объяснять почему они настолько широко применяются не только в дорогостоящем воспроизводящем оборудовании, но в первую очередь активно используются музыкантами и в студиях звукозаписи. Радиолампы любят за то, какие уникальные искажения они вносят в звуковой тракт.

Самый простой и доступный способ правильно ухудшить звук - использовать ламповый ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ мощности. Он повышает уровень сигнала и добавляет уникальные искажения, которые невозможно получить никаким иным способом. Схема ламповых усилителей достаточно проста и её без труда можно найти в интернете. Самое главное при самостоятельной сборке подобного усилителя - аккуратность и точность. Можно поступить проще и купить готовый двухканальный ламповый усилитель из Китая. Вообще китайцы молодцы, это устройство стоимостью менее 2000 рублей совершенно не стыдно подключать даже к аудиосистеме класса Hi-End.

Одна из моих акустических систем конечно попроще, но частично сделана своими руками. Колонки собраны из компонентов автомобильной акустики, в качестве основного усилителя мощности используется популярный в 90х годах транзисторный усилитель Pioneer A504r. А источником звука выступает самый обычный iPhone, подключенный с помощью переходника Lightning - Jack и обычного межблочного кабеля с RCA разъёмами. Как известно, предела совершенству нет, поэтому собранная комплектация постепенно изменяется в погоне за более худшим звуком.

В комплекте с ламповым предусилителем идут лампы 6J1 (на фото слева), аналог советских высочастотных пентодов 6Ж1. Звук с ними конечно становится хуже, но недостаточно. Это особенно заметно при прослушивании роковых и джазовых композиций. Для экспериментов я купил на Авито несколько модификаций советских радиоламп: 6Ж3П, 6Ж5П и 6Ж38П. Каждая лампа стоит от 100 до 250 рублей в зависимости от её состояния. Обычно это лампы 70-80х годов выпуска, совершенно новые и неиспользованные.

Наибольший эффект ухудшения звука удалось добиться с помощью лучевых тетродов высокой частоты - 6Ж5П. Во время работы лампы разогреваются до 65 градусов, а звук с ними получается интереснее всего. Но это справедливо только для определенных жанров. Например с электронной музыкой комплектные 6J1 звучат лучше (то есть хуже), чем советские радиолампы. В общем, всё дело в личном вкусе и нельзя утверждать, что эти лампы лучше, а другие хуже.

Чтобы вызвать баттхерт у тех, кому в детстве на ухо наступил медведь, китайцы добавили два небольших красных светодиода в основании портов с радиолампами. Это исключительно декоративная подсветка, т.к. не все типы ламп имеют собственное видимое свечение по время работы (например, 6Ж5П вообще не светятся, зато греются сильнее других). Зато любой диванный эксперт может заявить, что лампы в этом усилителе стоят просто для красоты:)

В качестве источника звука - самый быстрый на сегодняший день и в то время самый недорогой iPhone в версии SE, стоит такой аппарат сейчас менее 20 тысяч рублей. Мне повезло, что у меня аппарат из Гонконга с звуком. Чтобы чуть разнообразить этот звук я приобрёл гениальный ухудшатель звука в виде переходника Lightning - Jack MMX62AM/A. Его цена составляет всего 600 рублей и я уверенно могу сказать, что это лучшая возможность изменить звук любой аудиосистемы с минимумом вложений. Учитывая, что внутри этого переходника находится ЦАП, АЦП и усилитель мощности - вообще удивительно, почему он стоит так дёшево.

Китайские радиолампы 6J1 в работе.

Раз уж заговорили про всю аудиосистему целиком можно отметить и межблочные кабели. Здесь всё тоже достаточно просто и зависит исключительно от личных предпочтений. Критерий оценки очень прост: нравится или не нравится. В качестве межблочного кабеля между преусилителем и конечным усилителем лично мне больше нравится синий кабель неизвестного производителя с простыми разъемами Belsis. А вот кабель Vention (на фото справа) честно говоря не понравился.

Между источником звука и ламповым предусилителем обратная картина. Китайский брендовый кабель Vention стоимостью 350 рублей звучит как минимум не хуже, чем немецкий Schulz Kabel стоимостью 550 рублей. Вообще, можно использовать в качестве проводов даже алюминиевые вешалки, если конкретно вам нравится звучание (с помехами, ггг). А вот если вы действительно не слышите разницы между межблочником за 50 рублей с запредельным уровнем помех и нормальным акустическим кабелем - можно вам только позавидовать, что у вас в жизни такая легкая и простая жизнь.

А вот если вы замечаете разницу в звучании при замене тех или иных компонентов (начиная от проводов и заканчивая динамиками), то могу смело рекомендовать подобный ламповый усилитель, как самый доступный способ ухудшить звук с помощью уникальных искажений свойственных только радиолампам. Ну или можете попробовать собрать ламповый предусилитель своими руками, если, конечно, у вас есть на это время.

Пойду еще послушаю этот испорченный тёплый ламповый звук и выпью чаю.


Добрый день.

Хочу продолжить рассказ о ламповом предусилителе для гибридного усилителя.


Внимание: Я появляюсь тут редко, чаще всего когда хочется отлынить от работы)). А все новое и интересное, неизменно в свежем виде, сразу попадает в инстаграм. Там же я с радостью отвесу на вопросы, если они возникнут. Кликайте СЮДА, переходите на мой аккаунт и подписывайтесь:) Я всегда буду очень Вам рад! Приятного чтения:)


Полная схема предусилителя:


Схема очень простая. Ничего выдумывать мы не стали. В основе, выбранный в прошлый раз, резистивный каскад. В нем нет ничего необычного.

В схему добавили активные фильтры на транзисторах VT1 и VT2. Они обеспечивают дополнительную очистку питания. Так как основная фильтрация будет выполняться внешним источником, то схемы фильтров упростили - сделали их одноступенчатыми.

Питать накал планируем от внешнего стабилизированного источника. Использование мощной фильтрации всех напряжений обеспечит отсутствие фона.


Пора собирать

С платой прототипа все как обычно: рисуем, печатаем, переводим, травим, сверлим и мелкой шкуркой зачищаем... После этого респиратор на лицо, баллончик с черной термостойкой краской в руки... красим плату в черный цвет. Так ее не будет видно в корпусе собранного усилителя.


Откладываем плату в сторону: пусть сохнет. Пора перетрясти коробки и подобрать детали. Часть компонентов новые, другие - выпаиваем из ранних прототипов (ну не пропадать же хорошим, практически новым компонентам?!).


Все готово к сборке, пора включать паяльник.


Паяльник нагрелся - паяем:

Примечание: паять удобнее, начиная с самых низкопрофильных компонентов и переходить к более высоким. Т.е. первыми паяем диоды, стабилитроны, потом резисторы, панельку под лампу, конденсаторы и т.д... Мы, конечно, нарушили эту последовательность и паяли так как придется:)


Установили конденсаторы. В данном проекте использованы отечественные К73-16. Хорошие конденсаторы. Мы проводили для них серию измерений спектров их нелинейности в разных режимах. Результаты порадовали. Об этом мы обязательно когда-нибудь напишем.


Запаиваем резисторы и прочую мелочь


Ставим панельку и электролитические конденсаторы.

Примечание: При пайке ламповой панельки в нее обязательно надо вставить лампу. Если этого не сделать, то после сборки могут возникнуть проблемы с установкой лампы. В некоторых (самых "тяжелых" случаях) можно даже цоколь лампы повредить.




Все детали на своих местах. Предусилитель готов.


Проверяем

Схема простая, и вероятность ошибки минимальна. Но проверить надо. Подключаем усилитель к источнику питания и включаем:



10 секунд - полет нормальный... 20... 30... все нормально: ничего не взорвалось и не задымилось. Накал спокойно светится, защиты тестового источника питания не срабатывают. Можно облегченно выдохнуть и проверить режимы: все отклонения в допустимых пределах для непрогретой лампы.


После 10-минутного прогрева все параметры установились и вышли к расчетным значениям. Рабочая точка выставлена.

Раз все хорошо, то можно продолжить. На вход подключаем источник тестового сигнала. На выход - резистор имитирующий входное сопротивление усилителя мощности. Включаем и промеряем все основные параметры каскада.



Все в пределах нормы. Искажения и коэффициент усиления совпали с тем, что было получено в предыдущей статье. Фона нет.

Вот и готов наш ламповый предусилитель. Пора переходить к созданию для него мощного выходного буфера на транзисторах. С тем же успехом его можно использовать и в чисто ламповой конструкции. Для этого понадобится сделать для него мощный ламповый выход.

Возможно имеет смысл сделать универсальный ламповый предусилитель (может быть в виде конструктора), для использования в ламповых и гибридных конструкциях?


С уважением, Константин М.

 

Возможно, будет полезно почитать: