Метание гранаты (на дальность и на точность). Техника метания гранаты Упражнения для увеличения дальности метания гранаты

Метание гранаты ГД (на дальность)

Метание гранат на дальность производится с разбега или с места учебными гранатами Ф-1 без предохранительного рычага. Масса гранаты – 600 г. Для метания участнику дается 3-и гранаты, которые предоставляются участнику судьями на месте метания.

Форма одежды № 4 (полевая) с автоматом в руке. Разрешается расстегнуть воротник и ослабить поясной ремень. Головной убор снимать не разрешается. Можно использовать ремень автомата, не отстегивая его от оружия.

Метание производится от планки или линии длиной 4 м и шириной 7 см по коридору шириной 10 м. Планка укрепляется заподлицо с грунтом дорожки для разбега и окрашивается в белый цвет. По концам её устанавливаются цветные флажки и указатели.

Коридор размечается параллельными белыми линиями, которые проводятся через 5 м, начиная с 40 м. По обоим концам линий устанавливаются указатели с цифрами, которые показывают расстояние от планки. Ширина боковых линий не входит в границы коридора.

Дорожка для разбега должна быть плотной. Ширина дорожки не менее 1,25 м, длина – 25 – 30 м. На последних 6 – 8 метрах перед планкой дорожка расширяется до 4 м.

Определение результатов

Бросок засчитывается после команды старшего судьи «Есть», которую он произносит, если граната упала в границах коридора, а участник не нарушил правил метания и после броска принял устойчивое положение. Команду «Есть» судья сопровождает поднятием флажка вверх, что является сигналом для судей-измерителей и дает им право отметить результат.

При нарушении правил метания старший судья произносит команду «Нет» и одновременно производит отмашку флажком, опущенным вниз.

Попытка считается неудавшейся, если участник:

в момент броска или после него коснется какой-либо частью тела, обмундирования или автомата грунта за планкой;

наступит на планку или заденет ее сверху; выпустит во время разбега (размахивания) гранату, которая упадет впереди планки. Случайное падение гранаты в секторе для метания (до планки) ошибкой не считается;

выйдет через планку вперед после броска до команды «Есть». Бросок не засчитывается также, если граната упала вне коридора.

След, оставленный гранатой после падения ее в коридор, отмечается колышком с номером. Колышек ставится на ближайшую к планке точку следа.

Измерение производится рулеткой от колышка по линии перпендикулярной планке. При измерении нулевая отметка рулетки прикладывается к колышку. Результат определяется с точностью до 1 см.

Измерение производится после совершения всех трех бросков. В протокол записывается только результат лучшего броска.

В случае равенства результата у двоих и более участников им дают одинаковые места. Последующие места при этом не сдвигаются. Участникам, показавшим одинаковые результаты и претендующим на звание победителя состязаний, предоставляется дополнительно по три броска.

Метание гранаты ГТ (на точность)

Метание гранат на точность производится с места или с разбега с автоматом в руке на расстояние 40 м по трем кругам: 1-й круг (центральный) радиусом 0,5 м; 2-й – 1,5 м; 3-й – 2,5 м.

Первый круг изготавливается из металла, устанавливается заподлицо с землей и окрашивается в белый цвет. В центре круга укрепляется красный флаг размером 15х20 см, высота – 30 см от земли.

Остальные круги размечаются линиями шириной 5 см. Линия разметки входи в размер меньшего круга.

Форма одежды в метании гранат на точность такая же, как при метании гранат на дальность.

Метание производится учебными гранатами Ф-1 без предохранительного рычага. Масса гранаты 600 г. Гранаты участнику выдаются судейской коллегией на месте метания.

Каждому участнику разрешается три пробных и пятнадцать зачетных бросков. Время для метания пробных гранат 1 мин, зачетных – 6 мин. После выполнения пробных бросков участник докладывает о готовности произвести зачетные броски и по общей команде судьи начинает метание. До окончания метания всех гранат участник может выходить из сектора только по разрешению судьи.

Правила метания и критерии оценки попытки аналогичны условиям проведения соревнований в метании гранат на дальность. Размеры сектора аналогичны размерам сектора для метания гранат на дальность.

При выполнении зачетных бросков оценка производится судьей у круга поднятием указки с цифрой, соответствующей достоинству броска, и дублируется голосом. Метание очередной гранаты разрешается только после получения оценки за предыдущий бросок.

Броски при попадании гранаты в цель оцениваются:

1-й круг (центральный) – 115 очков;

2-й круг – 75 очков;

3-й круг – 45 очков.

Попадание во флажок, установленный в центральном круге, оценивается в 115 очков.

В целях безопасности при метании гранат за кругами устанавливается ограждение из металлической сетки.

Личное первенство определяется по наибольшей сумме набранных очков. При равенстве очков лучшее место определяется участнику, который имеет больше попаданий в 1-й круг, затем – 2-й, 3-й.

Командный зачет определяется по среднему результату от общей суммы очков зачетных участников.

Несмотря на высокую сложность и техничность метание гранаты сегодня не относится к распространённым спортивным дисциплинам, однако довольно часто используется многими тренерами в качестве вспомогательного упражнения. На первый взгляд метание кажется несложным и не требует дополнительной сноровки, но пренебрежение к тренировкам может привести к серьёзному травмированию. В этой статье мы подробно рассмотрим основные тонкости обучения метанию гранаты, а также укажем на основные недочёты спортсменов при выполнении упражнений.

Дополнительные упражнения

Дополнительные упражнения - это то, с чего следует начать перед активной подготовкой к метанию гранаты. Они дают возможность подготовить плечевой пояс к будущим нагрузкам, а также вовлечь в работу те мышцы и связки, которые зачастую выполняют пассивную работу.

В результате этого спортсмену удаётся всего за несколько тренировок развить в себе все те необходимые качества, которые помогут придать гранате при толчке необходимую инерцию.

В профессиональном и любительском спорте такие упражнения разделяют на два основных класса:

  • подводящие - помогают атлету развить необходимую технику движений при броске;
  • развивающие - тренируют мускулатуру и связки, отвечающие за силу броска.

При правильной работе тренера такие упражнения дают возможность развить в атлетах:

  • гибкость;
  • координацию;
  • скорость движения и ловкость;
  • подвижность и силу плечевого сустава.

Для предподготовки спортсменов используют множество упражнений. Однако не многие из них обрели настоящую популярность среди тренеров и их подопечных, так как достаточно часто чрезмерно активное вовлечение в работу пассивных мышц приводит к болезненным растяжениям.

Впрочем, сегодня также известны безопасные упражнения, не вызывающие растяжений мышц и связок.

Чтобы развить гибкость и мускулатуру плечевого сустава используют следующие упражнения:

  • подъёмы рук перед собой до плеч (с дополнительным весом или без);
  • попеременный жим гантелей от груди вверх в положении стоя или сидя;
  • круговые движения рук (с весом или без);
  • отводы рук в стороны при наклонённом туловище.

Развить координацию можно при помощи:
  • поворотов туловища в стороны при вертикальном положении тела;
  • попеременных подъёмов ног параллельно полу в положении стоя;
  • подъёмов рук и ног над собой в положении лёжа;
  • наклонов стоя с отведёнными в стороны руками.

Улучшить скоростно-силовые качества поможет:

  • бег с высокого и низкого старта на ускорение (дистанции до 20 м);
  • линейные эстафеты с дистанциями до 15–20 м;
  • метание набивного мяча из-за головы двумя руками;
  • метание набивного мяча в цель на дистанцию до 10 м.

Важно! Каждое из дополнительных упражнений следует выполнять на протяжении 4–5 подходов и не менее чем с 3–4 повторениями.

Техника: последовательность выполнения элементов

Как и любая другая спортивная дисциплина, в метании гранаты существует не только собственная техника выполнения, но и тонкости, которые отличают её от прочих метательных дисциплин.

Поэтому пред тем как приступать к внедрению упражнения в общий тренировочный процесс, нужно обязательно подробно изучить каждый из отдельных этапов его выполнения.

Видео: техника метания снаряда

Держание снаряда

Правильный хват гранаты играет одну из ключевых ролей придания снаряду правильной траектории полёта, от чего резко зависит и конечная дистанция.

Существует две разновидности хватов:

  • с высоким расположением центра тяжести - снаряд берётся спортсменом за рукоятку четырьмя пальцами такими образом, чтобы опор снаряда приходился на мизинец (согнут и прижат к ладони);
  • в кулак - снаряд сжимается всеми пальцами руки, при этом его ось направляется перпендикулярно руке.

Первый способ среди атлетов считается более предпочтительным, он даёт возможность показать хорошие результаты для спортсменов с развитой кистью. При этом кисть остаётся расслабленной, благодаря чему спортсмену во время броска можно с лёгкостью контролировать положение гранаты.

Захват в кулак более прост для выполнения и хотя достаточно серьёзно закрепощает кисть, но даёт возможность неподготовленным спортсменам показать достойные результаты. Достигается это благодаря удлинению рычага метания во время такого хвата.

Разбег

Во время разбега спортсмен достигает определённой скорости, которая крайне важна для придания грузу необходимой инерции для благополучного полёта.

На этом этапе граната должна обязательно находиться на уровне плеча, так как только в этом случае возможен её удачный бросок. Кроме того, только на уровне плеча спортсмен может наиболее эффективно контролировать положение веса при толчке.

Разделяют разбег на две основные части:

  1. От старта до контрольной отметки. Длительность этого пути составляет около 10–15 м (8–10 беговых шагов). На этом этапе атлет набирает ту скорость, которая ему потребуется для эффективного броска. Такой бег должен быть ускоряющимся, ритмичным, прямолинейно направленным, без резких скачков.
  2. От контрольной отметки до планки броска. Заключительная часть разбегочной дорожки - длиной не более 5–10 м (около 4–5 бросковых шагов). Дойдя до контрольной отметки, атлет начинает подготовку к броску снаряда. Отсчёт времени для финального броска зачастую начинают с левой ноги, таким образом, во время метания гранате удастся придать наибольшую силу толчка. С шагом правой ноги до броска спортсмену нужно придать направлению метающей руки оптимальное положение, которое поможет грузу приобрести правильную траекторию.

Финальное усилие

Данный этап начинается после достижения спортсменом вертикали, опущенной через основание правой ноги до упора на левую ногу во время четвёртого шага после контрольной отметки.

Начинают финальное усилие после принудительного поворота положения тела, таким образом, чтобы плечи и таз находились максимально параллельно друг к другу, а рука с гранатой была перпендикулярна тазу.

Данное положение должно занимать не более одного движения и выполняться атлетом мгновенно, в противном случае бросок может не получиться. Одним из наиболее важных элементов финального усилия можно назвать работу левой ноги.

Она не должна:

  • сгибаться, так как этого гасит набранную во время разбега скорость;
  • принимать наклон более 60° к проекции ОЦМТ (общий центр массы тела), так как это приводит к резкому уменьшению силы будущего толчка;
  • идти в разнобой с правой, так как это резко снижает силу метания и дальность полёта.

Заключительным этапом финального усилия является толчок груза. К этому времени спортсмен максимально близко подходит к планке броска. При этом его тело максимально растягивается и принимает позу «метателя лука».

В таком положении мускулатура плечевого пояса максимально разгибается, что придаёт грузу при метании дополнительную инерцию. При правильном положении тела достигается совместная работа мускулатуры рук, спины и ног, поэтому результативное метание включает в себя только комплексную работу всех отделов тела.

Рывок оказывает на гранату максимальное воздействие. На этом этапе спортсмен резко направляет руку вперёд, что и помогает вытолкнуть гранату в полёт. При этом достаточно важным является и положение гранаты при толчке.

Знаете ли вы? Метание гранаты как спортивная дисциплина возникло в Европе в 20-е годы ХХ столетия. Оно включалось во многие комплексные военно-спортивные подготовки для тренировки общей боевой выносливости солдат.

При правильной технике броска локоть должен максимально выйти вперёд на уровне плеч, а сам снаряд - наклониться под углом к горизонту около 40°.

Сохранение равновесия после броска

Сохранение вертикального положения атлета после толчка относится к не менее важным этапам, нежели прочие. Потеря равновесия часто приводит к падению спортсменов, что нередко заканчивается травмами.
Кроме того, в мире лёгкой атлетики потеря баланса тела считается техническим поражением, которое приводит к непризнанию достигнутых результатов. После метания у атлета сохраняется общая инерция тела, поэтому ему достаточно тяжело устоять на ногах после броска.

Резко снизить движение поможет быстрый переход с левой ноги на правую. При этом нужно обязательно слегка направить носок в левую сторону - таким образом, создаётся мощный тормозящий эффект, который помогает мгновенно остановиться в пределах одного шага.

Наиболее часто атлетам для торможения даётся не более 1–1,5 м, при превышении границ данного отрезка результаты зачастую не засчитываются. Поэтому лучше всего приготовиться к торможению заблаговременно, для этого бросок делают на расстоянии в 2–2,5 м от финальной точки торможения.

Важно! Обучение сохранению равновесия после броска должно проходить вместе с изучением всей методики метания, так как во время тренировок у спортсменов вырабатывается стойкая привычка, которая практически не поддаётся коррекции в будущем.

В противном случае у спортсмена при торможении может возникнуть потеря равновесия, которую часто компенсируют махами рук. В спортивном мире это недопустимо и всегда приводит к техническому поражению.

Что влияет на результаты метания

Не всегда отменная спортивная подготовка атлета способствует скорым и мгновенным спортивным результатам. Причин для этого может быть масса, так как на дальность броска гранаты могут влиять сразу несколько косвенных факторов.

Прежде всего, результаты наиболее часто зависят от начальной скорости гранаты, которую задаёт спортсмен. Она является следствием пути приложения силы и скорости прохождения этого пути. Следовательно, чем длительнее атлет воздействует на гранату, тем меньше времени и усилий ей нужно для прохождения определённой траектории.

При тщательном анализе нескольких траекторий полёта гранаты можно утверждать, что наилучшие результаты наблюдаются у тех спортсменов, которым удаётся бросить снаряд под углом 40°. Поэтому чем ближе к этому значению положение гранаты во время окончательного толчка, тем большую дистанцию ей удастся преодолеть.

Объясняется это явление достаточно просто: под этим углом на снаряд минимально воздействует сила тяжести земли, а также сопротивление атмосферы. В результате на груз влияет минимальное количество сил противодействия, что даёт ему возможность пролететь большую дистанцию.

Типичные ошибки

Наиболее часто при обучении спортсменов любого класса тренеры сталкиваются с достаточно распространёнными ошибками, которые снижают эффективность тренировок в разы.

Бояться их не стоит, так как они являются естественным процессом развития спортсмена и его результатов. Однако и пренебрегать такими проявлениями не рекомендуется, иначе атлет попросту может серьёзно травмироваться.

Знаете ли вы? Метание является одной из древнейших спортивных дисциплин. Оно активно популяризировалось ещё во времена древнегреческих Олимпийских игр (VIII век до н. э.).

При метании гранаты атлеты совершают следующие ошибки:

  • при отведении гранаты кисть метающей руки опускается ниже плеч;
  • неравномерное движение ног при разгоне (передвижение вдогонку);
  • высокий прыжок при крестном шаге;
  • резкая остановка перед броском;
  • метание гранаты проводится только кистью, без использования силы плечевого пояса;
  • отклонение спортсмена при броске в одну из сторон;
  • опускание локтя ниже уровня плеча;
  • сгибание коленей при толчке снаряда.

Устранить основные ошибки спортсменов помогут следующие рекомендации:
  1. Технику толчка нужно обязательно прорабатывать стационарно перед зеркалом, что поможет атлету самостоятельно корректировать положение его тела, а также задействованную в броске мускулатуру.
  2. При запаздывании ног в бросковом шаге стопами нужно проталкиваться вперёд, а бёдра - разводить в стороны.
  3. Если у атлета наблюдаются проблемы с крестным шагом, ему показана имитация этого элемента без снаряда шагом и бегом.
  4. Когда при броске у атлета замедляется ход, его бросок следует синхронизировать с правой ногой, а на левую переносить последнее движение.
  5. Если спортсмен сгибает колени перед броском, ему нужно обязательно отработать его технику с использованием дополнительных весов (двумя руками из-за головы).

Метание гранаты - это достаточно сложная спортивная дисциплина. Несмотря на свою внешнюю простоту, она требует от атлета серьёзной подготовки и длительно отработки техники броска.

Метание гранаты стоит обязательно включать во все комплексные программы по физической подготовке, так как оно способно достаточно быстро развить в атлетах силу, координацию и выносливость.

На соревнованиях по легкой атлетике гранату метают с разбега от планки длиной 3,66 м в коридор шириной 10 м. Вес гранаты для мужчин и женщин 700 г, для юношей и девушек - 500 г.

Гранату держат способом, показанным на рисунке. Обхватывают четырьмя пальцами так, чтобы согнутый мизинец касался торца ручки; продольная ось гранаты находится в линии предплечья. Лишь при выполнении броска кисть вначале сгибается в тыльном направлении, а потом во время хлесткого движения рукой - в ладонном.

Во время разбега гранату держат над плечом. Полусогнутая рука с гранатой- свободной двигается вперед-назад в такт бега. Разбег, бросковые шаги и метание гранаты выполняются так же, как и при метании копья.

Подняв гранату над плечом, метатель начинает разбег (25-30 м). В первой части разбега движение прямолинейное и равноускоренное (до 20 м), затем следуют пять бросковых шагов (до 10 м).

Попав левой ногой на контрольную отметку примерно за 10 м от планки для метания (кадры 2-4), делая шаг с правой ноги (с пятки), метатель начинает плавно отводить гранату по дуге, посылая руку вперед-вниз. Затем во время второго шага левой ногой с пятки он переводит руку с гранатой вниз-назад (кадр 5).

Третий шаг с правой ноги, так называемый «скрестный», - наиболее ответственный, так как во время его выполнения происходит подготовка к метанию. Его делают быстро за счет толчка левой ноги и махового движения правой, стопа которой ставится с наружной части пятки на всю подошву, поворачиваясь носками на 45° к линии разбега. Ускоренное движение ног и таза опережает верхнюю часть туловища и руку с гранатой. Туловище наклоняется в сторону, противоположную направлению метания; рука с гранатой поднимается до высоты плечевого сустава в том же направлении (кадры 6, 7).

С четвертым шагом начинается бросок гранаты. Левая нога ставится на грунт с пятки стопой внутрь до 45° к линии метания и несколько левее от этой линии (20-30 см).

Выпрямляя и поворачивая правую ногу влево, метатель поворачивает туловище грудью в направлении метания, выводит таз вперед на левую ногу и, поднимая локоть руки с гранатой вверх, переходит в положение «натянутого лука» (кадры 8, 9).

Мышцы передней части туловища сильно растягиваются и вслед за этим быстро сокращаются. Вначале сокращаются мышцы туловища, затем руки и, наконец, кисти и пальцев. Хлестким движением кисти и пальцев заканчивается рывок, и граната выбрасывается под углом 42-44°.

Чтобы не переступить через планку после броска, метатель делает пятый, тормозящий, шаг, останавливающий поступательное движение тела. Этот шаг выполняется прыжком с левой ноги на правую, стопа которой ставится носком влево от линии метания. Левая нога поднимается назад. Иногда делают еще дополнительно 2-3 скачка на правой ноге в направлении метания.

В связи с тем, что пятый шаг делается прыжком на метр-полтора в направлении броска, левая стопа при четвертом шаге ставится не у планки, а за метр-полтора от нее.
После хлесткого движения кистью и пальцами руки граната в полете вращается вертикально (в плоскости полета).

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ

Обучение технике метания гранаты способствует развитию силы мышц рук и плечевого пояса, мышц спины и брюшного пресса, а также мышц ног.

Повышает общую выносливость, работоспособность и совершенствует физические способности, укрепляет здоровье.

Цели занятия:

Образовательная - обучение студентов выполнению физических упражнений, совершенствование изученных упражнений, а также развитие умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке.

Обучающая:

Студенты должны иметь представление:

О ТБ и поведении при выполнении;

О выполнении физических упражнений;

О технике разгона;

О технике выполнения метания гранаты.

Развивающая:

Способствовать развитию мышления;

Развивать искусство общения;

Способствовать саморазвитию личности.

Воспитательная: развитие у студентов внимания, дисциплинированности, аккуратности, целеустремленности, воли, решительности, смелости, самостоятельности и настойчивости в преодолении трудностей.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТ

Профессиональные качества

Возможность их формирования на занятиях через содержание деятельности студентов

подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков

При подготовке к занятию

высокий уровень развития жизненных сил

При общении с преподавателем, друг с другом

спортивные достижения

Непосредственно при занятии физической культурой

нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие

При ответах, комментариях к ответам других студентов

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

После изучения данной темы:

Студенты должны знать :

- сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

- работать в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, клиентами.

Студенты должны уметь владеть техникой метания гранаты.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

Время урока – 90 минут

Место проведения: Спортивный зал «Энгельсского медицинского колледжа»

Оснащение занятия

№ п/п

Наименование

Имеется

Секундомер

Гранаты 500гр. и 700гр.

Обруч

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

№ п/п

Наименование этапа

Краткое описание деятельности преподавателя

Время

Организационный момент

Приветствует

Проверяет присутствие студентов

Построение в шеренгу

Сообщает задачи урока

5 мин

Изложение темы и ее обоснование

Сообщает тему занятия

Объясняет важность и значимость темы

5 мин

Определение цели занятия

Определяет цели занятия, пути достижения поставленных целей.

5 мин

Ознакомление с техникой метания гранаты

Рассказывает и показывает студентам технику метания гранаты

20 мин

Углубленный опрос

Проводит опрос студентов по вопросам темы

20 мин

Самостоятельная работа студентов

Имитация техники метания гранаты

20 мин

Подведения итогов занятия

Объявляет оценки студентам, обсуждение ошибок

10 мин

Домашнее задание

Задает домашнее задание к следующему занятию

5 мин

Легкая атлетика. Метание гранаты

Изучению и совершенствованию техники метания способом «бросок из-за головы через плечо», к которому относится метание гранаты (или любых утяжеленных предметов – из-за отсутствия средств и инвентаря), не всегда уделяется должное внимание.

Метание копья относится к технике метания данным способом и имеет тысячелетнюю историю. Еще во второй половине V века древний ваятель Поликлет создал своего знаменитого «Дорофора», статую атлетически сложенного юноши с коротким копьем в руках, выражающую стремление к гармоничному развитию человека.

Впервые метание копья появилось на Олимпийских играх в Древней Греции и являлось составной частью пятиборья, в которое входили: бег на одну стадию, прыжок в длину, метание диска, копья и борьба. Копье метали с небольшого возвышения, причем копье держали при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы.

Нередко можно слышать, что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно, основой легкоатлетических упражнений служат ходьба, бег, прыжки и метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то, что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки школьников к службе в армии.

Разбег и подготовка к броску

Снаряд держится над плечом чуть выше уровня головы, причем локтевой сустав не должен быть ниже уровня плечевого, а угол между плечом и предплечьем должен быть более 90°. Такое положение метающей руки считается наиболее эффективным перед выполнением второй части разбега – подготовки к броску.

Разбег совершается равномерно ускоренно легким пружинистым шагом, при этом спортсмен контролирует положение снаряда и метающей руки. Длина разбега может колебаться и зависит от индивидуальных особенностей метателя. В метаниях малого мяча и гранаты – разбег до 20 м.

Разбег условно можно разделить на две части. Первая часть (6–8 шагов) разбега проводится с целью приобретения метателем первоначальной скорости, вторая (4–6 шагов) – подготовка к броску. Для сохранения скрестной работы ног и рук в разбеге спортсмен с шагом правой ноги выполняет незначительное движение назад кисти со снарядом.

Разбег до начала отведения снаряда выполняется на передней части стопы со слегка наклоненным вперед туловищем. Вторая часть разбега называется подготовкой к броску (финальному усилию) и выполняется бросковыми шагами с незначительным ускорением, активно отводя снаряд назад. Обычно начало отведения снаряда отмечается на дорожке разбега контрольной отметкой.

В практике существует несколько способов отведения снаряда в момент выполнения бросковых шагов, но все они направлены на обгон нижней частью тела (ноги) верхних. Это необходимо для увеличения пути приложения силы к снаряду – одного из основных факторов, влияющих на результат в метаниях. Школьники успешно осваивают отведение снаряда назад от плеча с одновременным поворотом плеча боком в направлении метания.

Однако при метаниях малого мяча и гранаты более эффективным является отведение снаряда от плеча вперед-вниз-назад. Отведение кисти со снарядом от плеча прямо назад облегчает сохранение общего прямолинейного продвижения метателя по разбегу. Отведение снаряда способом вперед-вниз-назад позволяет четче контролировать своевременность движений руки со снарядом относительно центра тяжести тела и является более динамичным замахом, что немаловажно для увеличения пути приложения силы к снаряду.

Стремясь к созданию высокой (но не максимальной) скорости в разбеге, не следует допускать излишнего напряжения мышц тела, в противном случае это приводит к нарушению необходимого контроля за своими действиями и создает дополнительные трудности для выполнения следующей, наиболее ответственной, части движения.

Скорость разбега метателя является его индивидуальной особенностью, соответствующей его физической и технической подготовленности. В заключительной части разбега в момент выполнения бросковых шагов, связанных с отведением снаряда и принятием удобного положения для выполнения финального воздействия на снаряд, важно правильное выполнение предпоследнего из бросковых шагов, так называемого «скрестного шага». Увеличивая скорость его выполнения, метатель создает условия для перехода к броску без остановки, что значительно повысит скорость воздействия на снаряд в финальном усилии. Это осуществляется быстрым отталкиванием стопой левой ноги, способствующим ускоренному выносу стопы правой ноги, обгону нижними частями тела верхних и облегчает отклонение туловища в правую сторону.

При выполнении «скрестного шага» необходимо следить за последовательностью и согласованностью действий всех частей тела метателя. Приземляясь на стопу слегка развернутой наружу (25–40°) ноги, что создает впечатление «скрестного шага», метатель должен быть убежден в полном отведении снаряда метающей рукой. Такая постановка стопы с некоторым поворотом наружу вызовет незначительный поворот таза, но следует помнить, что этот поворот должен быть необходим.

В исходном положении для броска ученик оказывается на слегка согнутой правой ноге, сохраняя положение с выведенным вперед тазом. Носок стопы правой ноги слегка развернут наружу, туловище повернуто левым боком по направлению к метанию, правая рука со снарядом отведена назад и в локтевом суставе прямая; левая рука, согнутая в локте, находится перед грудью, создавая натяжение мышц левой стороны туловища. В этот момент рука со снарядом и ось плеч составляют почти прямую линию, тяжесть тела находится в основном на правой ноге, левая нога внутренней стороной стопы касается грунта, прямая в коленном суставе.

Финальное усилие

Бросок начинается с поворотом стопы правой ноги пяткой наружу с одновременным разгибанием ноги в колене. Это разгибание продвигает вперед-вверх таз, опережая плечи. Одновременно кисть метающей руки поворачивается ладонью вверх, поворачивая руку в плечевом суставе и сгибаясь в локтевом. В результате этих действий оптимально растягиваются группы мышц передней части туловища, передней части бедра правой ноги и плеча правой руки со снарядом, и метатель оказывается в положении «натянутого лука». Из этого положения правая нога продолжает распрямляться в колене и стопе, левая, упираясь в грунт, способствует продвижению таза вверх-вперед и сохраняет натяжение мышц всего тела. Метатель полностью повернулся грудью вперед, из этого положения метающая рука со снарядом двигается через плечо мимо уха, еще более сгибаясь в локтевом суставе, оставляя предплечье и кисть со снарядом как бы волочащимся сзади. Эти действия метателя значительно влияют на увеличение пути приложения силы к снаряду, а значит, и начальной скорости его вылета.

Одновременно с движением тела метателя вперед-вверх левая рука начинает движение локтем назад ладонью наружу, способствуя продвижению вперед туловища. Необходимо контролировать положение руки со снарядом над плечом. Это способствует использованию крупных групп мышц всего тела в необходимом прямолинейном воздействии на снаряд в финальном усилии. При приближении локтя метающей руки к уху плечи закончили поворот в направлении метания и начинают резкое движение вперед. Метающая рука, проходя над плечом, выпрямляется в локтевом суставе. Прочно упираясь стопой левой ноги в грунт, метатель завершает движение туловища хлестообразным движением кисти со снарядом. Метатель по инерции поворачивается правым боком по направлению метания, тем самым увеличивая путь воздействия на снаряд.

Отклонение туловища метателя влево от направления метания, сгибание левой ноги в колене в момент выпуска снаряда – грубые ошибки, ведущие к уменьшению пути приложения силы к снаряду, а значит, к уменьшению начальной скорости вылета снаряда. Движение тела вперед после выпуска снаряда гасится перескоком с левой ноги на правую с поворотом ее под углом примерно 45° и сгибанием в коленном суставе с тем, чтобы не пересечь линию, ограничивающую коридор для разбега метателя.

Методика и последовательность обучения

Главными составляющими основ техники являются правильное выполнение хлестообразного движения рукой и последовательность работы звеньев тела, позволяющие использовать усилия всего опорно-двигательного аппарата. Из-за различной физической подготовленности школьников при обучении метанию могут возникать некоторые сложности, которые необходимо учитывать при планировании работы с классом.

Начинать обучение лучше всего с метания больших по размеру, но не тяжелых мячей, позволяющих правильно выполнить заданное упражнение. Положение кисти при держании относительно большого мяча позволяет ребятам лучше его чувствовать. С первых уроков обращайте внимание на четкую организацию занятий, добиваясь необходимой дисциплины. Дети очень эмоциональны и, испытывая желание лучше, быстрее, дальше бросить мяч, поймать его, выбегают со своих мест, мешают одноклассникам. Учитывайте и то, что однообразные упражнения детям быстро надоедают, поэтому дозировку упражнений ограничивайте до 6–10 повторений. Большинство упражнений в бросках, ловле мячей лучше всего выполнять в парах. Это способствует воспитанию взаимной координации движений, значительно повышает интерес к занятиям. Следите за удобным и рациональным размещением занимающихся на площадке на достаточном расстоянии друг от друга. После того как одно упражнение будет освоено, переходите к изучению следующего, постоянно совершенствуя предыдущее.

Упражнения для тренировки

1. Броски и ловля мяча.

2. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, левая нога (при метании правой рукой) впереди на всей ступне, правая сзади на носке, правая рука впереди, мяч на уровне головы. Из этого положения перенести вес тела на правую ногу (правую ногу на всю ступню), одновременно отвести правую руку назад за голову и слегка отклонить туловище назад (замах). Затем, перенося вес тела на левую ногу, выпрямиться и резким движением руки вперед-вверх (под углом около 45°) бросить мяч.

3. То же, что и 2, но другой рукой.

4. Метание мяча с места по горизонтальной мишени.

И.п.: встать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, левая нога на носке (в сторону метания), правая рука с мячом вверху, смотреть на мишень, находящуюся в 3–4 м. Из этого положения перенести вес тела на левую ногу (правую на носок), туловище повернуть влево по направлению метания, правую руку слегка согнуть (замах). Затем в темпе энергичным движением бросить мяч в цель. Чтобы сохранить устойчивое положение, ноги слегка сгибаются, а туловище наклоняется вперед-влево.

5. То же, что и упражнение № 4, но другой рукой.

6. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, в цель (щит 1ґ1 м), расположенную на высоте 2 м, с расстояния 2 м (упражнение, развивающее координацию и точность движения, глазомер).

7. То же, что и упражнение № 6, но с постепенным увеличением расстояния до 4–6 м.

8. Метание мяча из-за головы, стоя боком по направлению метания.

И.п.: встать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, вес тела на обеих ногах, правая рука с мячом на уровне головы. Из этого положения согнуть правую ногу, левую на носок, отвести правую руку вправо-назад и отклонить туловище вправо. Затем быстрым движением разогнуть правую ногу и перенести вес тела на левую, одновременно повернуть туловище влево и энергичным движением кисти бросить мяч под углом около 45°.

9. Метание мяча через веревку, натянутую на высоте 2–3 м.

10. То же, что и упражнение № 9, но другой рукой.

11. Метание мяча, стоя боком к цели, расположенной на высоте 2–2,5 м, с расстояния 3–3,5 м.

12. Метание мяча. Обращать внимание учеников на правильное отведение руки и сгибание ноги перед броском.

13. Метание мяча. Обращать внимание на поворот туловища во время броска и заключительное движение рукой.

14. Метание мяча в цель (щит 1ґ1 м) с постепенным увеличением расстояния до 6–8 м.

15. Метание мяча и других легких предметов с места на дальность.

16. Метание мяча с места с минимальных расстояний в цель, расположенную на высоте 3 м; цель – щит с концентрическими кругами, диаметры кругов – 20, 40, 60, 80, 100 см.

17. То же, что и упражнение № 16, но с постепенным увеличением расстояния от цели до 8–10 м.

18. Метание мяча и других легких предметов через веревки, волейбольные сетки, щиты, расположенные на высоте 3–4 м.

19. Метание мяча изученными способами на дальность.

20. Метание мяча по горизонтальной цели шириной 2 м с расстояния до 12 м.

21. Метание мяча изученными способами по «коридору», ширина «коридора» 10 м.

Упражнения в метании можно усложнить, выполняя их из различных положений (сидя, с колена, с шага, с разбега, из-за укрытия).

При метании в цель желательно иметь как можно больше мишеней (целей). Лучше всего, если они будут расположены в одну линию. Для проведения метания класс разбивается на группы по числу имеющихся мишеней.

Факторы, влияющие на результат в метаниях

Во-первых, от начальной скорости вылета снаряда, которую ему задает спортсмен и которая зависит от пути приложения силы к снаряду и скорости прохождения этого пути. Чем больше путь активного воздействия спортсменом на снаряд и чем меньше понадобится времени для преодоления этого пути, тем выше начальная скорость вылета снаряда и выше результат.

Во-вторых, от угла вылета снаряда. Анализ кинограмм сильнейших метателей копья показывает, что оптимальным является угол в 40°. Чем дальше может метнуть снаряд спортсмен (а значит, создать снаряду высокую начальную скорость вылета), тем ближе к оптимальному должен быть угол вылета снаряда.

В-третьих, на дальность полета влияет сопротивление воздушной среды, которое зависит от площади поперечного сечения снаряда, находящегося в полете. Например, если спортсмен может метнуть снаряд только на 30 м, а придает снаряду угол вылета, который необходим при броске на 90 м, то снаряд, выпущенный метателем и имеющий малую начальную скорость вылета, испытывает большое сопротивление воздуха. Снаряд, выпущенный под необходимым к горизонту углом, опирается на подъемные, более плотные слои воздуха под ним, что дает ему возможность планировать.

В-четвертых, от начальной точки вылета снаряда. При всех прочих равных возможностях лучший результат будет у того метателя, у которого наивысшая точка вылета снаряда.

Совершенствование техники

Основой совершенствования техники метания является координационный навык броскового движения в сочетании со скоростью разбега. Однако единого мнения, что является определяющим элементом техники метания, у специалистов и спортсменов нет. Финская школа метания считает, что главное – это умение быстро выполнить все движения и сочетать в финальном усилии поворотно-разгибательное движение правого бедра и хлестообразное движение руки с ритмом разбега. Советская ленинградская школа метания (в частности В.И. Алексеев) считала главенствующим сочетание разбега с финальным усилием. Олимпийская чемпионка Э. Озолина подчеркивает важную роль элементов финального усилия – взятие «на себя» и выход грудью в последнем бросковом шаге. Обгон снаряда в скрестном шаге, совмещение тяговых усилий с осью снаряда и предполагаемой траекторией полета снаряда, сочетание работы метающей руки и левой ноги – моменты, на которых заостряли внимание тренеры сборной команды СССР В. В. Кузнецов и В.И. Алексеев.

Мы считаем важным добавить в финальное усилие резкий выдох, который, по нашему мнению, многократно увеличит силу броска и скорость полета (как в восточных единоборствах в момент удара или броска). Большинство специалистов сходятся в одном: важен ритм и свобода в движениях.

Главным средством в совершенствовании техники метания предметов является повторное выполнение упражнения. Под упражнением в данном случае надо понимать как целостное выполнение движений при метании предметов и вспомогательных снарядов, так и комплекс специальных и имитационных упражнений, помогающих создать правильные мышечные ощущения. С этой целью рекомендуем выполнять имитационные упражнения со снарядами и без них. При этом на замах делать вдох через нос, а на финальное усилие – выдох через рот, как в восточных единоборствах.

Места для проведения

Разбег совершается в коридоре шириной 4 м, длиной не менее 30 м, ограниченном по бокам линией белого цвета. Окончание разбега в метаниях мяча ограничивается криволинейной планкой или линией белого цвета шириной 7 см, вычерченной в виде круга радиусом 8 м.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРОСА СТУДЕНТОВ

1.Сколько весит мужская/женская граната?

2.Что такое сектор метания?

3.ТБ при метании гранаты?

4.Где можно проводить метание гранаты?

5. От чего зависит дальность полета снаряда в метаниях?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Развитие силы, ловкости, быстроты в домашних условиях (бег, подтягивание, отжимание, прыжки через скакалку). Совершенствование техники метания гранаты.

1. Физическая культура: учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И.Ляха. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. -237с.

2. Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2014. -255 с.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Физическая культура»

тема: «Обучение технике метания гранаты»

специальность:

«Лечебное дело»

«Фармация»

«Сестринское дело»

«Лабораторная диагностика»

Ступень (возраст) Дисциплина мальчики девочки
1 ступень - для 6-8 лет Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во попаданий) 2 3 4 1 2 3
2 ступень - для 9-10 лет Метание мяча весом 150 г (м) 19 22 27 13 15 18
3 ступень - для 11-12 лет Метание мяча весом 150 г (м) 24 26 33 16 18 22
4 ступень - для 13-15 лет Метание мяча весом 150 г (м) 30 34 40 19 21 27
5 ступень - для 16-17 лет 27 29 35 - - -
5 ступень - для 16-17 лет - - - 13 16 20

Нормы для взрослых

Ступень (возраст) Дисциплина Мужчины Женщины
6 ступень - для мужчин 18-24 лет Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) 33 35 37 - - -
6 ступень - для женщин 18-24 лет Метание спортивного снаряда весом 500 г (м) - - - 14 17 21
6 ступень - для мужчин 25-29 лет Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) 33 35 37 - - -
6 ступень - для женщин 25-29 лет Метание спортивного снаряда весом 500 г (м) - - - 13 15 18
7 ступень - для мужчин 30-34 лет Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) 27 29 34 - - -
7 ступень - для женщин 30-34 лет Метание спортивного снаряда весом 500 г (м) - - - 11 13 17
7 ступень - для мужчин 35-39 лет Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) 27 29 34 - - -
7 ступень - для женщин 35-39 лет Метание спортивного снаряда весом 500 г (м) - - - 9 11 16

Для метания используется специальный спортивный снаряд, имеющий не только нужный вес, но и оптимальную форму. Благодаря этим характеристикам обеспечивается максимальная дальность его полета.

 

Возможно, будет полезно почитать: