Как контролировать расход топлива: различные способы мониторинга. Контроль уровня и расхода топлива. Современные решения Система контроля расхода горюче смазочных материалов

Как взыскать с водителя перерасход бензина?

На сегодняшний день проблема перерасхода топлива является одной из главных для многих автотранспортных предприятий.
В большинстве случаев виновниками перерасхода топлива являются именно водители.
С одной стороны, они используют технику и транспорт в личных целях: «левые рейсы», работа на стороне, не соблюдают условия экономичной езды.
С другой, осуществляют слив и воровство топлива, списание денег в счет закупки. В этом случае приобретаются поддельные чеки, а деньги списываются, или, например машину заправляют некачественным суррогатом на трассе за полцены, довольно часто водитель сговаривается с оператором АЗС (в чеке указан один объем, а на самом деле топливо в бак поступило в меньшем объеме, разница выдается водителю в виде наличных).

Возможна заправка топлива в одной стране за свои деньги и предоставление чека из другой страны на большую сумму или заправка по карточке чужой машины.

Часто практикуется слив топлива из бака, при этом подкручивают показания спидометра или моточаса. В данных случаях дополнительный «доход» водителей составляет не менее половины их официальной зарплаты.
В итоге предприятие теряет деньги не только на украденном топливе. Расходуется моторесурс техники, ухудшается техническое состояние машин.
Зачастую, о том, что топливо разворовывают, знают все – и директор, и зам. директора, и начальник гаража, и главбух, и это считается нормой. Проблема в том, что доказать вину водителя без использования специального оборудования или особых методов практически невозможно.

Единственный способ взыскать с водителя перерасход ГСМ – это возложить на сотрудника полную материальную ответственность.

Статья 242. Полная материальная ответственность работника

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами »
Но на сегодняшний день применение данного способа в большинстве случаев возможно только в теории. На практике же все наоборот. Для того, чтобы в итоге привлечь водителя к ответственности нужно вначале доказать, что перерасход бензина – это следствие его противоправных действий, а не каких-либо других лиц или факторов.
Дело в том, что существует множество причин перерасхода топлива – начиная от класса дороги, по которой приходится ехать и заканчивая техническим состоянием машины.

Статья 243. Случаи полной материальной ответственности

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
3) умышленного причинения ущерба;
4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Полная материальная ответственность за причиненный работодателю ущерб может быть установлена трудовым договором, либо специальным договором.

Статья 244. Письменные договоры о полной материальной ответственности работников

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
В этом случае, при выявлении перерасхода бензина водителем, руководство организации может взыскать денежную сумму в полном размере понесенных убытков.

Табл. 1. Технические неисправности автомобиля, вызывающие перерасход топлива

Автомобили с впрыском топлива Дизельных автомобили
Снижена по какой-то причине мощность двигателя;
Неисправен датчик кислорода или его цепи;
Неисправен какой-нибудь из датчиков температуры или их цепи;
Неисправна система опережения зажигания;
Неисправен датчик расхода воздуха или его цепи;
Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепь;
Подтекание какой-нибудь форсунки (чаще всего форсунки холодного пуска, если она есть);
Засорен воздушный фильтр;
Слабая искра зажигания;
Неисправна система наддува;
Неправильно установлены метки привода газораспределения;
Неисправна система контроля давления во впускном коллектор;
Неправильное давление бензина;
Не отрегулированы клапанные зазоры;
Плохой накат (например из-за спущенных колес);
Неисправна гидромуфта (у машин с "автоматом");
Неправильная работа автоматической коробки передач;
Несправен ведущий мост.

Снижена мощность двигателя;
Неисправны форсунки;
Недостаток подаваемого во впускной коллектор воздуха;
Неправильное опережение впрыска;
Двигатель не прогревается до рабочей температуры;
Неправильная работа систем снижения токсичности.

Наиболее распространенными считаются случаи, когда не отремонтирован карбюратор или инжектор. Конечно, крупные АТП обычно имеют в своем составе мастерские по ремонту подвижного состава, но регулировка карбюратора может быть правильно произведена только на специальном стенде, на котором точно определяется расход воздуха, и расход топлива, пропущенных через карбюратор. Если такого стенда нет, то можно считать, что карбюратор, в принципе, не может быть отрегулирован точно.

Важным моментом считается качество топлива. Например, если залить в бак "прямогонку" или какой-нибудь суррогат, он приведет к снижению крутящего момента и мощности, а водитель подсознательно будет "давить на газ" (т. е. увеличивать подачу топлива в цилиндры двигателя), чтобы ехать в привычном режиме.

Также на расход топлива влияет стиль езды. У одних водителей он более экономичный, у других более агрессивный. Реально экономичный стиль езды можно выработать только при езде на автомобиле, оснащенном электронным впрыском топлива и борткомпьютером, который показывает мгновенный расход топлива в л/100км. Визуальные ощущения и субъективные привычки водителей существенной экономии не дадут.

Кроме того, сегодня распространены так называемые «недоливы» на АЗС. В среднем они составляют 50-100 мл на 1 литр бензина.

Большинство организаций зачастую не хотят искать реальных причин перерасхода бензина, а просто собственными методами взыскивают с водителей денежную компенсацию.
Некоторые организации лишают сотрудников премий. Но во-первых, премия – это стимулирующая выплата, которая выплачивается при условии достижения определенных показателей, в данном случае - соблюдение норм расхода топлива. Поэтому применять лишение не совсем корректно. Во-вторых, премируются действия работника, т. е. если перерасход бензина вызван не действиями водителя, а премии он лишен, рано или поздно он тоже начнет «воровать».

Другие – удерживают перерасход ГСМ у сотрудников из заработной платы, при этом не имея доказательств его вины. Но в данном случае не стоит забывать о том, что водитель вполне может обратиться с заявлением в суд о признании незаконным приказа об удержании из заработной платы. В итоге, проблем с судебными разбирательствами будет масса.

Ряд организаций – подают на сотрудников в суд. И в большинстве случаев, даже имея основательные доказательства вины водителей, проигрывают. Потому, что, во-первых, приходится проводить автотехническую экспертизу, выяснять, действительно ли техническое состояние машины позволяет выполнять нормативы по расходу. Но даже новые машины, только что выпущенные с конвейера, не всегда соответствуют нормам, что уж говорить о машинах которые имеют приличный пробег. Кроме того, экспертиза – это дополнительные затраты. Но даже если удастся доказать, что бензина машиной расходуется по норме, доказать вину водителя можно только в одном случае – «поймав его за руку».
Уличить конкретного водителя в перерасходе топлива конечно можно.

И способов существует достаточно много. Например, проведение выборочных «слежек», прикрепление контролеров, проведение тестовых ездок для измерения нормальной нормы потребления машиной топлива и т. д. Но все это затрачивает, как правило, массу времени и денег, а главное – результат носит только временный характер.

Каждый руководитель сам выбирает, по какому пути идти. Нужно ли контролировать водителей? «Воруют, ну и пусть воруют!» – скажет один руководитель, причем, как правило, это предприятие имеет либо небольшой автопарк, либо это государственное предприятие, где тратятся бюджетные средства. – «Зато они к машине, как к кормилице, бережно относятся».

Наверное, отношение водителя к машине зависит все-таки от человека. Есть водители, которые выполняют и работы больше, и бензина всегда хватает, и в салоне чисто, и машина меньше на ремонте, а есть такие, которые постоянно говорят, что «в пробке целый день стоял, сделал мало, а бензина истратил много, завтра опять с утра на заправку ехать придется», и машина как «загнанная лошадь».

Многие компании с высказанной точкой зрения не согласятся. Контроль необходим: каким образом эксплуатируется техника, ведь за ее покупку платило предприятие, соответственно и эксплуатировать ее должно именно оно в своих целях и деньги на бензин тратить в соответствии с работой техники.

Наилучший выход из данной ситуации – применение специальных систем и оборудования. Сегодня на рынке автотранспорта и спецтехники представлено немало систем, основная задача которых – контроль и экономия топлива.

Устройство ГЛОНАСС/GPS (автомобильный контроллер)

На транспортные средства устанавливаются терминалы, содержащие ГЛОНАСС/GPS приемник, микроконтроллер, флэш-память и GSM модем. Навигационные спутники излучают сигналы, по которым приемник терминала определяет координаты транспортного средства. Вся полученная информация передается на интернет-сервер системы спутникового слежения и мониторинга. Если объект находится вне зоны покрытия GSM сети, то информация сохраняется в памяти ГЛОНАСС/GPS терминала за три последних месяца работы. Оборудование подключается, скрытно устанавливается и пломбируется. При этом у таких систем существует возможность добавления в систему датчиков нагрузки на ось, датчиков температуры груза и приемника GPS.

После первого же месяца эксплуатации система дает ощутимые результаты в виде разницы между данными чеков топливной компании и реальными заправками в бак автомобиля.

Водители очень часто договариваются с оператором АЗС о чеке. Сверяя чеки с реальными заправками, вы увидите расхождения до 300 л топлива в месяц на полуторатонный грузовик и до 1000 л – на седельный тягач. Экономия получается приличная, не говоря уже о поддельных чеках и сливах – это проверить очень легко, отчет составляется за несколько секунд, все действия водителя, как на ладони.

Многие автомобили оснащены холодильными агрегатами, которые подключены либо к отдельному топливному баку, либо к основному. Если раньше водители говорили о том, что перерасход вызван постоянной работой холодильного агрегата, то теперь видно, что топливо либо сливалось из бака, либо есть расхождения реальной заправки в бак с чеком.

На многих предприятиях жесткие нормы: погрузка например должна начаться в 5.00 утра, не раньше. До этого водитель мог загрузить автомобиль вечером, оставить работать на холостом ходу и пойти спать, а утром подойти к 8.00 и спокойно поехать по маршруту. Теперь видно, когда двигатель был заведен. Водители удивляются: «Откуда вы знаете, что я начал загружаться в 4.25 утра?»

Узнав реальную картину оборота топлива, руководители некоторых водителей сразу увольняют, с некоторых продолжают взыскивать за топливо. А те, к кому нет вопросов, продолжают нормально работать. Нормы расхода значительно снижаются, появляется то, к чему стремились, – экономия. Для крупного предприятия это огромные суммы сэкономленных денег.

Система позволяет анализировать режим труда и отдыха, эффективность работы каждой машины, выявить любой перерасход, в том числе связанный с неисправностями топливной или иной системы автомобиля, ведь не все водители позволяют себе махинации с топливом, есть и честные.

Существуют и другие преимущества системы: если заправочная колонка заправляет топлива немного меньше, вы это видите, если разница между чеком и заправкой составляет около 10% и повторяется на нескольких автомобилях именно на этой заправке, а на других все нормально, то следует сообщить об этом топливной компании.

Система Wialon в сфере контроля грузоперевозок позволяет:

1. Осуществлять контроль транспортных средств в режиме реального времени (местонахождение, скорость, количество топлива в баках, состояние датчиков и т.д.)
2. Исключить не целевое использование транспорта (Вы всегда будете в курсе, на самом ли деле ваш водитель "болел", "сломался", был "задержан ГИБДД", или использовал служебный транспорт в личных целях.) Система Wialon “Hosting” отслеживает подробные маршруты и позволяет не только стопроцентно доказать факт нарушения, но и точно оценить нанесенный Вам ущерб.
3. Возможность контролировать скоростной режим, пробег
4. Осуществлять грамотную логистику, оптимизировать маршруты передвижения
5. Предотвратить несанкционированное использование автомобиля
6. Контролировать все заправки и сливы топлива автомобиля, расход от времени в л/ч, расход от пробега в л/км
7. Контролировать место, время, продолжительность стоянок и остановок автомобиля
8. Контролировать место и время открытия/закрытия дверей фургона для разгрузки/погрузки, график доставки грузов
9. Достоверную информацию о состоянии зажигания (стоянка с включённым двигателем или с выключенным).
10. Контроль условий перевозки и сохранности груза
11. Возможность получать фотоснимки с внешней видеокамеры в режиме on-line и иметь достоверную информацию о местоположении ТС
12. Контролировать групповой пробег и расход топлива всего автопарка сразу за любой промежуток времени (Информация на сервере хранится 3 месяца)
13. Контроль организации планового ТО и ремонта автомобилей.

Существует огромное количество схем, с помощью которых недобросовестные сотрудники, работающие с транспортом и спецтехникой, могут осуществлять махинации с топливом. Специалисты по внедрению контроля за топливом уверяют, что воровство горючего в России существует почти везде, где за этим не следят. Только на одной единице транспорта компании могут ежемесячно не досчитываться около 15 000-30 000 рублей. выяснил, как сотрудники компаний воруют топливо, и узнал у специалистов, как с этим бороться.

Принимать участие в нелегальном бизнесе могут не только водители и механики, но даже порой заведующий гаражом и главный инженер. Эксперты утверждают, что персонал ворует топливо в логистических компаниях в огромных количествах, и противостоять этому можно только при помощи внедрения специальных технологий по расходу за топливом.

По данным компании Omnicomm (разработчик технологических решений для контроля над расходом топлива), затраты на ГСМ (горюче-смазочные материалы) в компаниях, имеющих парк транспорта и спецтехники, составляют около 35% всех расходов, а средний объем хищений топлива в 2011 году вырос на 5%.

Способы воровства необычайно разнообразны: начиная с банального слива топлива из бака с целью дальнейшей перепродажи, заканчивая покупкой "левых" чеков на автозаправках и подкручиванием показаний одометра или счетчика моточасов.

По мнению заместителя генерального директора компании Omnicomm Станислава Емельянова, базу для возможности таких хищений в какой-то степени создает практически полное отсутствие контроля над водителями транспорта и операторами техники после их выезда из гаража. "При хищениях в ход идет все - "левые" чеки, накрутка километража, сговор с заправщиками и прочее, - говорит Емельянов. - Кроме того, узкофункциональные системы контроля такие, как тахографы или GPS/ГЛОНАСС-трекеры, против сливов топлива оказываются малоэффективны, ведь при одном и том же пробеге, но разных режимах работы двигателя, расход топлива может различаться в 2-3 раза. А строительную технику, которая работает, не покидая площадку, вообще бесполезно контролировать при помощи навигационных систем. C другой стороны, рост объема хищений связан и с подорожанием коммерческого топлива и повышением его цены на черном рынке и, как следствие, ценности для расхитителей".


По объему хищений лидирует строительная отрасль

В лидерах по объему хищений в этом году, как и в прошлом, находятся строительная отрасль и добыча полезных ископаемых, что связано с большим расходом топлива строительной техникой, а также невозможностью точного нормирования его расхода при работе навесных механизмов. По словам Емельянова, в этих отраслях объемы хищений составляют до 60% от выделяемого объема ГСМ. Вместе с тем, несколько снизился объем хищений в отрасли грузовых перевозок, что связано с активным внедрением различных систем контроля и мониторинга автотранспорта.

В 2012 году специалисты Omnicomm прогнозируют дальнейший рост уровня хищений за счет общего роста цен на топливо и активизации черного рынка, а также вероятной стагнации заработных плат в отраслях строительства и грузовых перевозок. При этом под давлением рыночного спроса объемы хищений в отраслях, где массово внедряются системы мониторинга, будут снижаться, а в отраслях со слабой системой контроля, таких как, например, строительство - расти опережающими темпами.

"Интересно, что проблемы воровства топлива актуальны не только для России, - продолжает Емельянов. - На зарубежных рынках датчики и системы мониторинга и контроля топлива пользуются большим спросом. Особенно в Аргентине, Бразилии, Вьетнаме, Болгарии, Турции, Чили, Чехии, ЮАР, а также в других странах".

Как бороться с хищениями?

В пресс-службе X5 Retail Group сообщили, что компания очень щепетильно относится к вопросу расходования ГСМ. "Если бы эти расходы росли, мы не могли бы иметь возможность предлагать покупателям низкие цены на продукты, - говорит начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью Владимир Русанов. - В рамках оптимизации логистических процессов, нам удалось наладить эффективный контроль над транспортными издержками и в первую очередь над содержанием и эксплуатацией автопарка. Мы выстроили в компании такую систему учета расхода топлива, проверки и контроля сотрудников, при которой воровство или необоснованное расходование бензина практически исключено".

Что же это за системы учета? "Для успешной борьбы с хищениями топлива требуются специализированные системы контроля его расхода, как самостоятельные - например, для строительной техники, которая не покидает площадку, так и совмещенные с ГЛОНАСС/GPS-трекерами - для грузового транспорта, позволяющие не только отслеживать его положение, но и четко контролировать расход топлива", - говорит Емельянов. - В основе таких систем лежит высокоточный датчик количества топлива в баке, а также специализированный блок управления, отслеживающий параметры работы двигателя и определяющий реальный расход топлива". Он рассказал, что такие системы устанавливаются на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, трубоукладчики, дизельные электростанции, тепловозы, топливозаправщики, буровые установки и другие типы транспортных средств и спецтехники, а также водный транспорт.

Емельянов также подчеркнул, что важным вопросом является соотношение потерь от воровства топлива и стоимости установки такой системы, определяющее срок ее окупаемости. По опыту компании Omnicomm, этот срок никогда не превышает нескольких месяцев, а в некоторых случаях система окупается за несколько недель.

Внедрение системы мониторинга и контроля расхода топлива позволяет пресекать воровство топлива и нецелевое использование техники водителями, эффективно нормировать расходы на ГСМ, контролировать перемещение транспорта, а также соблюдение маршрута и графика движения. Кроме того, интеграция системы контроля расхода топлива в учетную систему компании позволит эффективно пресекать "сложные" схемы хищений, включающие не только водителей, но и менеджмент и бухгалтеров. А в некоторых случаях помогает разрешать спорные вопросы по использованию техники в отношениях с клиентами.

"В целом, применение систем контроля расхода топлива может позволить предприятию почти безболезненно перенести повышение стоимости топлива до европейского уровня в 1,5 евро/литр, которое уже не за горами", - резюмирует Емельянов.

А К Т

по проверке правильности списания горюче-смазочных материалов

в МБУ «Административно-хозяйственный комплекс» за 1 квартал

2015 года.

22.06.2015г. г. Полысаево

В соответствии приказом Министерства экономического развития РФ от 01.01.2001 года № 30 «Об утверждении Порядка проведения плановых проверок », на основании постановления Администрации Полысаевского городского округа от 01.01.2001 года № 000 2 «Об утверждении Положения о внутреннем финансовом муниципальном контроле», в соответствии с планом-графиком утвержденным главой Полысаевского городского округа от 01.01.2001 года, с постановлением «О проведении проверки», проведена плановая проверка муниципального бюджетного учреждения « Административно-хозяйственный комплекс» по соблюдению требований законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов РФ.

Цель проверки – предупреждение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приобретения, учета и списания горюче - смазочных материалов и иных нормативных актов .

Проверка проведена главным специалистом по внутреннему финансовому муниципальному контролю Холиной Ларисой Николаевной.

Предмет проверки - соблюдения требований законодательства сфере приобретения, учета и списания горюче - смазочных материалов и иных нормативных актов.

Субъект проверки – муниципальное бюджетное учреждение учреждения « Административно-хозяйственный комплекс» (юридический адрес : 652560, Кемеровская область ,),) , извещен о начале проведения плановой проверки уведомлением от 01.01.2001 года № 11, – местный бюджет .

Муниципальное бюджетное учреждение «Административно-хозяйственный комплекс» (сокращенное название - МБУ «АХК») осуществляет свою деятельность с 11.12.2009 года в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем. Полысаево.

Основной целью деятельности МБУ «АХК» г. Полысаево является материально-техническое и хозяйственное обеспечение деятельности администрации города и Полысаевского городского Совета народных депутатов. Осуществляет следующие виды деятельности :

Транспортное обеспечение деятельности администрации и Совета народных депутатов Полысаевского городского округа,

Обеспечение хозяйственно-технического обслуживания содержания здания администрации Полысаевского городского округа,

Обеспечение необходимых организационно-технических условий для трудовой деятельности администрации и Совета народных депутатов Полысаевского городского округа.

Должностными лицами, ответственными за финансово-хозяйственную деятельность учреждения в проверяемом периоде являются: директор, главный бухгалтер .

Проверкой установлено:

1 . По состоянию на 01.01.2015 г постоянно действующий подвижной состав МБУ «АХК» составляет 11 единиц транспорта, в том числе:

2. Toyota LC -100

3. Toyota Corolla

4. Лада приора

7. Лада 2114 с674 АО

8. Лада 2114 с064 АХ

9. Лада 2114 м672 АО

10. Лада 2114 м364 АО

В 1 квартале 2010 года на поставку нефтепродуктов для МБУ «АХК» г. Полысаево с -Корпоротивные продажи» заключен муниципальный контракт.315916 на сумму 390645 рублей и муниципальный контракт -445619 с ОЙЛ» на сумму 407585 рублей. Всего приняты бюджетные обязательства в 1 квартале на сумму 281016,80 рублей.

Заправка автомобилей топливом производится на автозаправочных станциях -Корпоротивные продажи» и «Перекресток ОЙЛ» по лимитно-заборным ведомостям с указанием отпущенного количества по каждому водителю. Со всеми водителями заключены договоры о полной индивидуальной материальной ответственности . Приобретение ГСМ осуществлялось путем безналичного перечисления (по пластиковым картам). Ежемесячно топливные компании предоставляют учреждению информационный отчет, который содержит данные об отпущенном по карточке бензине.

В проверяемом периоде оплата за горюче-смазочные материалы производилась безналичным путем на основании счетов-фактур за оказанные услуги, в т. ч:

Сч/ф - 2817,08 л на сумму 88316,52 рублей;

Сч/ф - 3268,85 л на сумму 101738,63 рублей;

Сч/ф - 3134,90 л на сумму 97089,88 рублей.

Всего в 1 квартале 2015 года получено 9220,8 л ГСМ на сумму 287145,03 рублей, оплачено за поставку ГСМ в полном обьеме, кредиторская задолженность отсутствует.

2 . Главой Полысаевского городского округа согласованы лимиты на потребления горюче-смазочных материалов на 2015 год. В целях минимизации расходов бюджета и контроля за рациональным потреблением МБУ «АХК» в 1 квартале 2015 года утвержден лимит потребления ГСМ в количестве 12430 литров. Фактический расход ГСМ за 1 квартал 2015 года составил 9220,32 л., т. е. не превысил лимит потребления.

Бюджетный учет движения ГСМ ведется на счете 01050 «Горюче-смазочные материалы», на данном счете учитываются все виды топлива, согласно инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом МФ РФ от 01.01.2001г № 000н, с применением программного продукта «1 С-бухгалтерия».

3 . В МБУ «АХК» нормы расхода топлив и смазочных материалов на автотранспорт утверждены приказом директора в соответствии с распоряжением Минтранса от 01.01.2001 № АМ-23-1 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Списание горюче-смазочных материалов на расходы организации производится по фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ. Списание масел производится по утвержденным нормам на 100 л расхода топлива. Нарушений в списании ГСМ не установлено.

Пройденный километраж соответствует километражу, указанному в актах на списание ГСМ. Данные путевых листов о пробеге, движении горючего и остатках ГСМ соответствуют данным бухгалтерского учета . Для достоверности данных о пробеге автомобилей бухгалтером производится снятие показаний спидометра. Списание ГСМ производится согласно заполненным путевым листам. Путевой лист выписывается в одном экземпляре, срок действия один день. Контроль правильности оформления путевых листов осуществляет механик Пронин приказу Министерства Транспорта от 01.01.2001 г. № 000 путевой лист должен содержать пять обязательных реквизитов. В нарушение этого в путевых листах №№ 000 от 27.02.15,0310 от 26.02.15,0300 от 25.02.15,0149 от 02.02.15,0156 от 03.02.15,0166 от 04.02.15, 0314 от от27.02.15, 0304 от 26.02.15,0264 от 19.02.15,0254 от 18.02.15,0244 от 17.02.15,0134 от30.01.15,0107 от 27.01.15 отсутствует время возвращения в гараж. В путевых листах 0314 от 27.02.15, 0274 от 20.02.15, 0264 от 19.02.15.0254 от 18.02.15,0244 от 17.02.15, 0235 от 16.02.15,0208 от 11.02.15, 0190 от 09.02.15,0322 от 27.02.15,0252 от 17.02.15,0131 от 30.01.15, 0122 от 29.02.15- отсутствует заключение после рейсового медицинского осмотра. В путевом листе от 13.01 15 отсутствует номер путевки, а так же время выезда и возвращение в гараж. По путевым листам 0204 от 10.02.15, 0239 от 16.02.15, 0249 от 17.02 15, 0259 от 18.01.15,0289 от 24.02.15, 0319 от 27.02.15 - маршруты следования водителями расписываются нерегулярно.

Исходя из позиции Минфина России, изложенной в Письме -03-04/1/129, а также позиции Росстата России, изложенной в Письме, отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования служебного автомобиля, являющейся обязательной, не допускается. Отсутствие такой информации не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Следовательно, путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. Целесообразнее в путевом листе отражать информацию о конкретном месте следования автомобиля, т. е. не только город, но и организацию. Данная информация позволяет судить об использовании автомобиля сотрудниками организации в служебных целях.

Выводы и предложения

1. Проводить учет ГСМ в бухгалтерии в соответствии с инструкцией 25н.

2. Заполнение путевых листов осуществлять в соответствии с приказом Министерства Транспорта РФ от 01.01.2001 г. № 000, Федеральным законом от 01.01.2001 г. № 000 ФЗ « О бухгалтерском учете».

3. При расчете расхода бензина основываться на распоряжение Министерства Транспорта РФ от 01.01.2001 г. № АМ-23-р.

4. В путевом листе отражать информацию о конкретном месте следования автомобиля, т. е. не только город, но и организацию, согласно разъяснениям Федеральной службы государственной статистики от 01.01.2001 г. № ИУ-09-22\257 и Министерства финансов РФ от 01.01.2001 года № 03-03-04\1\129.

Главный специалист по внутреннему

финансовому муниципальному контролю

Полысаевского городского округа

Копию акта получил «____»________2015 г._______ ________

Затраты на топливо являются ключевой статьей расходов у большинства транспортных компаний. Нередко горючее используется в обход производственных задач. Оно становится средством нелегального заработка некоторых сотрудников.

Примеры традиционных хищений топлива

  1. Прямой слив из топливного бака. Водитель грузовика съезжает с маршрута на обходную трассу. Остановившись в определённом месте, он сливает в канистру топливо с помощью шланга и продаёт слитое топливо в среднем на 30% дешевле розничных цен на ГСМ.
  2. Недолив топлива. Заправляя горюче-смазочные материалы в транспортное средство на АЗС, водитель сливает последние 10 – 20 литров не в топливный бак, а в канистру. Такой «расход» топлива водители часто списывают на погрешности и недоливы АЗС.
  3. Слив с вмешательством в топливную систему. Транспорт на дизельном топливе также может стать средством хищения ГСМ. В топливную магистраль делается врезка, куда водитель вставляет трубку, с помощью которой во время рейса часть топлива сливается в канистру. Такие потери заметить сложнее, если не ограничить доступ к топливной системе. Грамотно пресекая все вышеупомянутые действия, можно не только дисциплинировать водительский состав, но и снизить транспортные расходы предприятия за счет учета ГСМ .

Как Система СКАУТ позволяет контролировать топливо?


Расход топлива можно отслеживать тремя способами:

1. Контроль топлива по нормам.
По количеству отработанных моточасов и пробегу определяется, сколько топлива должно быть израсходовано водителем в соответствии с данными показателями. Эти расчеты сравниваются с данными расхода, которые предоставляет водитель.

2. Контроль топлива с помощью ДУТ (датчика уровня топлива).
Датчик устанавливается непосредственно в топливный бак ТС. Он определяет уровень топлива в каждый момент времени, и по изменению уровня позволяет судить о расходе топлива. Диспетчерская программа отображает график изменения уровня топлива в баке. Фиксируются значимые для этого вида контроля события: заправки, сливы, расход на холостом ходу и под нагрузкой. На этом этапе можно зафиксировать случаи повышенного расхода и сливы.

Датчики уровня топлива

Высокоточный врезной емкостный датчик уровня топлива.

Ультразвуковой бесконтактный датчик уровня топлива.

Резистивный д атчик уровня топлива

Фото




Описание

Применяется для измерения объема топлива в баке для контроля расхода, заправок и сливов. Высокое качество изготовления и надежность датчика позволяют максимально сократить расходы на техническое обслуживание системы после установки.

При установке не требует механического вмешательства в бак, а также демонтажа бака. Применяется при невозможности монтажа врезного датчика уровня топлива.

Используются в штатных системах автомобилей.

Принцип действия

Представляет собой полую трубку со стержнем или другой трубкой внутри. Топливо, заполняя полость внутри трубки, изменяет емкостные характеристики этой системы.

Датчик представляет собой ультразвуковой излучатель с приемником. Он ставится на дно бака с внешней стороны. Передатчик посылает короткие ультразвуковые импульсы, которые проходят через топливо, отражаются от поверхности жидкости и принимаются приемником. По времени прохождения сигнала до поверхности и обратно вычисляется уровень топлива в баке. Данные датчики не требуют сверления бака, не осуществляется прямого контакта датчика с топливом.

Жидкость, изменяя свое положение, под действием силы выталкивает легкий поплавок. Поплавок вместе с креплением образует рычаг и подвижный контакт.

При изменении уровня топлива происходит перемещение поплавка, изменяется положение подвижного контакта и сопротивление резистивного элемента датчика уровня топлива.

Технические характеристики

  • Напряжение питания, В: 7 – 45;
  • Погрешность измерения, не более, % от полного объема бака: 2,0 (±1,0);
  • Диапазон рабочих температур, °С от - 40 до +80;
  • Степень защиты корпуса от проникновения пыли и влаги: IP57;
  • Интерфейс: частотный, аналоговый (LLS-AF 20310), RS-485, RS-232 (LLS 20160);
  • Варианты исполнения (длина необрезанного датчика), мм: 700, 1000, 1500, 2000.
  • Напряжение питания, В: 9 – 36;
  • Погрешность измерения, не более, % от полного объема бака: 3,0;
  • Диапазон рабочих температур, °С от - 30 до +50;
  • Степень защиты корпуса от проникновения пыли и влаги: IP66
  • Интерфейс: частотный, аналоговый, RS-485;
  • Варианты исполнения (максимальная глубина бака), мм: 800, 2500.
  • номинальное напряжение: 4, 5 - 24В;
  • диапазон перемещения поплавка: 10 – 150 л/ч;
  • Класс защиты: IP 65;
  • погрешность: 10% от полной шкалы.

Особенности

  • Возможность обрезать до 150 мм без дополнительной погрешности;
  • Гальваническая развязка позволяет всегда подключать на неотключаемое питание;
  • Внутренняя фильтрация;
  • Универсальность настройки выхода;
  • пожизненная гарантии производителя.
  • Датчик приклеивается на нижнюю поверхность бака. Отсутствует необходимость сверления бака и прямой контакт с топливом;
  • Защита от агрессивных сред;
  • Гарантийный срок: 12 мес.

Датчик обладает обилием механических деталей и быстро изнашивается.

3. Контроль топлива с помощью ДРТ (датчика расхода топлива).
Врезается в топливную магистраль ТС. Позволяет определять текущий расход топлива. Используются только в тех случаях, когда производственные размеры бака не позволяют установить обычный ДУТ.

Способы

Преимущества

Недостатки

  1. Сравнительно небольшая стоимость для заявленной точности.
  2. Позволяет зафиксировать места заправок и сливов.
  3. Не имеет механически изнашивающихся подвижных частей.
  1. Требуется врезка в топливный бак.
  2. Зависимость показаний от состояния окружающей среды: влажности и температуры.
  3. Наличие «мертвой зоны» - отступ от дна бака во избежание замыкания обкладок имеющимся в баке конденсатом.
  1. Предоставляет точную информацию расходе топлива;
  2. Погрешность не более 1,5%;
  3. Наиболее удобный датчик для установки на ТС с нестандартными топливными баками.
  1. Требуется врезка в топливную магистраль ТС;
  2. Не позволяет фиксировать места заправок и сливов топлива.
  3. Высокая цена.

Контроль по нормам

  1. Это самый простой и дешёвый контроль горючего.
  1. Непроверенная и неподтверждённая информация, которая может быть сфальсифицирована по сговору.

Что даёт контроль топлива с Системой СКАУТ?

Таким образом, Система СКАУТ позволяет определять факты нецелевого и неэффективного использования топлива и, тем самым, даёт возможность выявить недисциплинированных водителей или неисправные транспортные средства в автопарке.

Варианты административных мер:

  • провести воспитательную работу с водителем,
  • лишить водителя премии или уволить.
  • провести серию эффективных технических мероприятий, направленных на улучшение эксплуатационных качеств транспорта.

Как клиент может использовать эти данные?

Используя групповой отчёт по заправкам и сливам, клиент может выделить наиболее проблемные в плане расхода топлива машины. Ему доступны данные по объёмам сливов, о расходе топлива на различных режимах работы двигателя. Благодаря этому Система СКАУТ позволяет руководству предприятия пересчитать и оптимизировать устаревшие нормы расхода топлива.


Рисунок 1. Сливы грузовиков MAN в карманах на трассе

Эта исчерпывающая аналитика помогает клиенту понять, что же послужило причиной повышенного расхода горючего для конкретного ТС. Наиболее прогрессивные компании пользуются этими данными, чтобы выкупить у водителя сэкономленные излишки топлива. Это один из эффективных мотивационных факторов, позволяющих дисциплинировать водительский состав предприятия.

Внедрение Системы СКАУТ на предприятиях

Клиент: МУП «Спецавтобаза», г.Екатеринбург

Отрасль: ЖКХ: вывоз твёрдых бытовых отходов.

Начало сотрудничества: 2008 год.

Количество оснащённых ТС: 130 машин моделей КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ.

Оборудование: МТ-500, 510, 530, ДУТ.

ПО: «СКАУТ-Эксплорер» - услуги диспетчерского центра оказывает партнёр.

Экономический эффект:

Только за первый год использования Системы СКАУТ руководству удалось сократить расходы на топливо на 7 870 000 рублей.

Организационный эффект:

  • Оптимизация транспортной логистики;
  • Исключение простоев;
  • Пресечение левых рейсов.
Цитата: директор МУП «Спецавтобаза» Е.А.Устьянцев: «С помощью высокоточной спутниковой навигации «СКАУТ» нашему предприятию удалось не только оптимизировать работу автопарка, но и существенно повысить качество оказываемых услуг. С внедрением Системы СКАУТ вот уже на протяжении трёх лет нам удаётся экономить на топливных расходах ежегодно около 8 миллионов рублей». 2.

Клиент: ЗАО «Проммонолит», г.Санкт-Петербург

Отрасль: Строительство: доставка строительных материалов

Начало сотрудничества: 2011 год

Количество оснащённых ТС: 70 единиц техники марки КамАЗ, МАЗ, Мерседес, MAN, ЗИЛ, в том числе, бетономешалки, тягачи и фронтальные погрузчики.

Оборудование: МТ-600 PRO, ДУТ

ПО: 4 АРМ с ПО «СКАУТ-Эксплорер», техническое обучение по работе с системой за 2 года прошли 11 специалистов предприятия.

Экономический эффект:

  • Снижение завышенных норм по расходу ГСМ на 30%;
  • Сокращение затрат на содержание автопарка на 30%.

Организационный эффект:

  • Оптимизация доставки стройматериалов;
Цитата: генеральный директор ЗАО «Проммонолит» С.К.Комаров: «Выбранное нами оборудование и программное обеспечение от одного производителя – ГК «СКАУТ» – позволили нам усилить контроль над водителями и реальным расходом топлива. Благодаря своевременной и достоверной информации мы стали формировать оптимальные рейсы доставки. Это способствовало повышению эффективности планирования наших производственных мощностей».

3.

Клиент: ЗАО «Мехстрой»

Отрасль: дорожное строительство

Начало сотрудничества: с 2009 года

Количество оснащённых ТС: 42 единицы различной строительной техники

Оборудование: МТ-600, ДУТ

ПО: 4 автоматизированных рабочих места диспетчеров с установленным ПО «СКАУТ-Эксплорер»

Экономический эффект:

  • В результате первого месяца использования на предприятии Системы СКАУТ, расходы на горюче-смазочные материалы снизились на 30%.

Организационный эффект: С помощью отчётов программы «СКАУТ-Эксплорер» предприятию удалось:

  • определить оптимальные нормы расхода топлива и пробега;
  • увеличить эффективность работы логистики.
Цитата: генеральный директор ЗАО «Мехстрой» П.А.Полин: «Уже в процессе тестирования Системы СКАУТ нам стало ясно, что это внедрение позволит экономить нам сотни тысячи рублей. Только за первые 30 дней использования Системы, благодаря отчётам с информацией по расходу топлива, пробегу, скорости, стоянкам и движению, сокращение затрат на ГСМ составило 30%. Своевременные и достоверные сведения позволили нам навести порядок в учётной политике предприятия и чётко определиться с топливными нормами». 4.

Клиент: ООО «Арктикавтотранс», Мурманская область

Отрасль: Грузоперевозки

Начало сотрудничества: в 2010 году.

Количество оснащённых ТС: 200 единиц техники: автосамосвалы БелАз, МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Scania, Volvo, а также дорожно-строительная техника отечественного и импортного производства, задействованные в добыче и перевозке медно-никелевых руд.

Оборудование: МТ-510, ДУТ.

ПО: Несколько АРМ с установленным ПО «СКАУТ-Эксплорер».

Экономический эффект:

  • За счёт достоверных данных о расходе топлива предприятию удалось сократить затраты на ГСМ на 24%.
  • В целом, за время использования Системы СКАУТ предприятию удалось сэкономить 5 миллионов рублей.

Организационный эффект:

  • Оптимизация транспортной логистики.
Цитата: и.о. генерального директора ООО «Арктикавтотранс» С.В.Андреев: «Существующий у нас опыт эксплуатации Системы СКАУТ показал её эффективность в плане экономии топлива. Средний процент сокращения расходов за 8 месяцев составил 23, 96% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Также существенно сократился пробег техники и расходы на её содержание». 5.

Клиент: компания «Дуэт», г.Уфа

Отрасль: розничная торговля

Начало сотрудничества: с 2011 года

Количество оснащённых ТС: 59 транспортных средств, используемых для перевозки товаров в розничные магазины: Газели, ГАЗы, КамАЗы. Кроме того, предприятие использует спецтехнику: трактор Беларусь, автокран, экскаватор.

Оборудование: МТ-530, ДУТ

ПО: 5 АРМ с ПО «СКАУТ-Эксплорер», техническое обучение по работе с Системой за 2 года прошли 22 специалиста компании.

Экономический эффект:

  • расходы на горюче-смазочные материалы снизились на 30%;
  • существенное сокращение пробега.

Организационный эффект:

  • Оптимизация доставки;
  • Повышение эффективности работы диспетчерской службы.
Цитата: начальник службы безопасности М.Большаков: «По результатам использования Системы СКАУТ, мы изменили в компании принцип расчета зарплаты водителей. Теперь заработная плата выплачивается на основании отчетов «СКАУТ-Эксплорер». За счёт этого удалось добиться существенного повышения экономической эффективности транспортного отдела компании». 6.

Клиент: ОАО «Комбайнмашстрой», г.Тула

Отрасль: Агропромышленный комплекс:

Начало сотрудничества: в 2011 году.

Количество оснащённых ТС: 15 большегрузных автомобилей для перевозки сельхозпродукции.

Оборудование: МТ 600 GP Std, ДУТ.

ПО: 3 диспетчерских рабочих места с установленным ПО «СКАУТ-Эксплорер». 5 специалистов прошли техническое обучение.

Экономический эффект:

  • Контроль расхода топлива позволяет экономить расходы предприятия до 300 тысяч рублей в год.
  • Удалось выявить и пресечь искажённые и завышенные цифры по пробегу ТС. Благодаря этому ежемесячная экономия составила 75 тысяч рублей .

Организационный эффект:

  • Благодаря Системе СКАУТ были пресечены попытки хищения дизельного топлива на сумму более 15 тысяч рублей;
  • Повышение водительской дисциплины;
  • Повышение качества работы автотранспортного участка.
Цитата: генеральный директор ОАО «Комбайнмашстрой» Н.А.Борзёнков: «Основными преимуществами Системы СКАУТ мы считаем возможность в режиме реального времени контролировать фактическое местонахождение автомобиля, время работы автомобиля у заказчика, пробег, расход топлива и остаток топлива в баках. В любое время мы можем получить полный отчёт по данным параметрам. С точки зрения пользователей программы, хотим отметить удобный интерфейс и простоту в использовании, а также качественную техническую и консультационную поддержку».

Рекомендации для эффективного решения задачи с Системой СКАУТ

  1. Установить на транспортные средства модули мониторинга МТ-600 и датчики учёта топлива (ДУТ).
  2. Выделить специалиста, ответственного за работу с Системой СКАУТ.
  3. Пользоваться следующими отчётами:

    1. Отчет о Заправках и сливах топлива (групповой и индивидуальный);
    2. Отчет Движения и стоянки;
    3. Отчет расход по ДРТ;
    4. Отчет Работа спецтехники;
    5. Отчет Рейсы.

 

Возможно, будет полезно почитать: