В чем заключается диагностика двигателя ваз 2114. Самостоятельная диагностика ошибок блока управления двигателем лада калина. Диагностика с использованием специального оборудования

В этой статье мы расскажем как просто проводить самостоятельную компьютерную диагностику, а также сопутствующий ремонт автомобилей ВАЗ (2105, 2107, 2108, 2109, 2110, 2112, 2114, 2115, Приора, Калина).

Если на вашем автомобиле загорелся ошибка двигателя чек (check engine) или же вас беспокоит расход топлива читайте статью, мы научим выявлять подобные неявные проблемы.

Если у вас не тянет двигатель, появились провалы, или автомобиль дергается, проблема также может быть в электронике автомобиля или датчиках. Также не стоит рубить с плеча и бежать в автосервис, возможно проблема решается очень просто, с минимальными материальными затратами. Читаем нашу статью.

Итак, начнем…

Никакой автомобиль, тем более автомобиль русского производства не застрахован от неисправностей. Самое неприятное в этой ситуации это то – если проблема носит не явный характер, такой как неисправная электроника или датчик. Первая мысль в такой ситуации – сразу бежать к автоэлектрику, пусть он решает эти сверх сложные, казалось бы, проблемы. Но! … Стоит ли переплачивать такие деньги за работу, с которой любой автолюбитель может справиться в домашних условиях, с помощью ноутбука или даже с помощью мобильного телефона!?
У каждого инжекторного автомобиля без исключения имеется разъем для диагностики, у автомобилей ВАЗ после 2004 года выпуска он выглядит вот так (см. фото). Чаще всего разъем расположен под рулевой колонкой автомобиля.

Для того чтобы подключить автомобиль к ноутбуку нужен специальный адаптер (см. фото).

Данные адаптер стоит недорого, если сопоставлять со стоимостью компьютерной диагностики двигателя в автосервисе. Заказать данный адаптер можно на сайте www.diagnost7.ru.

Адаптер подходит ко всем русским автомобилям без исключения и даже некоторым авто иностранного производства.
В комплекте с адаптером, поставляется программы для диагностики автомобилей.

Каковы возможности программ? Что можно сделать с помощь данного адаптера?
Диагностика:
Система управления двигателем
Bosch M1.5.4 (R83), Ителма VS5.1 (R83), Январь 5.1 (R83),
Bosch M1.5.4 (Euro 2), Ителма VS5.1 (Euro 2), Январь 5.1 (Euro 2), Январь 7.2 (Euro 2),
Bosch M7.9.7 (Euro 2), Bosch M7.9.7 (Euro 3/4), Ителма/Автел М73,
Bosch MP7.0 (Euro 2), Bosch MP7.0 (Euro 3), Bosch ME17.9.7 (Euro 3), Ителма М74,
Ителма М75, Ителма М74CAN, Ителма М74CAN MAP
Автомобильная противоугонная система
АПС6, АПС6.1
Модуль электропакета
ЭП Приора, ЭП Калина НОРМА, ЭП Калина ЛЮКС, ЭП Гранта, комбинация приборов Гранта/Приора
Электроусилитель руля
Mando (Корея), КЭМЗ, Автоэлектроника, Авиаагрегат, Север/ДААЗ
Подушки безопасности
Autoliv ACU3 (Калина, Приора), Таката (Гранта)
Антиблокировочная система
Bosch 5.3, Bosch 8.0, Bosch 8.1, Bosch 9.0, Bosch 9.0 CAN
Отопитель/климат (Приора, Калина, Гранта)
Блок управления стеклоочистителем (Приора)
АКПП Jatco AY-K3

Подключившись к блоку управления (к мозгам) вашей Лады. Вы можете оценить исправность важных датчиков автомобиля, лямда-зонд (датчик кислорода), ДМРВ (Датчик массового расхода воздуха) и т.д.
Видеообзор работы k-line VAG адаптера на примере ваз 2110 2005 г.в. сделанный для сайта www.diagnost7.ru (здесь вы можете подобрать адаптер для своего авто):

Задавайте вопросы о совместимости данного адаптера с вашим авто в комментариях ниже, будем рады помочь Вам.

Каждому водителю доступна диагностика ВАЗ 2114 и 2115 своими руками. Научиться этому достаточно просто. Причем понадобиться такой навык может в любой момент. Ошибки двигателя могут встречаться регулярно. Связано это может быть, например, с некачественным топливом. В этом нужно убедиться. При этом, посещение сервиса с целью проведения диагностики бьет по карману и затратно по времени. В связи с этим неплохо научиться диагностировать проблемы и делать это в любое удобное время. Также это заметно ускорит устранение выявленных неисправностей. В любом случае, умение правильно и быстро ставить диагноз своему автомобилю очень полезный навык. Многие водители считают это очень сложным, и даже не пытаются проводить подобную работу самостоятельно. Но на самом деле сделать это может каждый …


Конечно, в этой статье будут общие правила действия, но при помощи них вы сможете обследовать полностью автомобиль.

Приспособления

Диагностика ВАЗ 2114 и 2115 своими руками делается с минимумом приспособлений.

Для проведения работ вам понадобятся:
Ноутбук;

Переходник — кабель

С его помощью ноутбук через USB подключается к диагностическому разъему;

Программа для диагностики

Мощность ноутбука не важна. Можно использовать самый простой. Адаптер можно взять универсальный для ВАЗов. На всех моделях разъемы стоят одинаковые. Программу можно скачать самостоятельно. Сейчас в интернете можно найти отличные бесплатные программы для диагностики.
Если вы хотите произвести дополнительные диагностические работы, то вам понадобится компрессометр и мультиметр. Так вы сможете оценить состояние автомобиля более подробно.

Дополнительные работы

Для более подробной диагностики осмотрите автомобиль на предмет повреждений кузова. Обязательно проверьте уровень всех технических жидкостей. Осмотрите подвеску и рулевое на предмет наличия люфтов. Обязательно . Ее значения должны колебаться в пределах от 9,5 до 11 атмосфер.

При этом показания всех цилиндров должны быть примерно одинаковыми. Существенная разница между ними служит основанием повнимательнее присмотреться к мотору. Также нужно . Напряжение должно быть около 12,7 — 13,5 В (бывает по разному). Из дополнительных проверок окажется нелишним проверка регулировки клапанов. Зажатие одного или нескольких клапанов выдаст ошибку питания двигателя. Чтобы не перекапывать инжектор зря, лучше заранее проверить состояние клапанов. Проверьте и высоковольтников (высоковольтных катушек).

Диагностика

После проведения всех дополнительных работ можно переходить непосредственно к диагностике с помощью диагностического сканера. На практике вместо него проще использовать ноутбук с установленной диагностической программой. Перед началом работ следует включить зажигание. Все работы по оценке состояния мотора производятся с включенным зажиганием.
Внимание! Двигатель заводить запрещено!
Подключаемся к разъему и запускаем программу по диагностике. В зависимости от ее интерфейса вы сначала увидите либо графики с цифрами, либо список показателей, опять же с цифрами. Из этого всего можно сделать первичные выводы о работе мотора. Далее «выкидывает» список обнаруженных ошибок. Для их расшифровки придется заглянуть в текстовый файл (обычно он скачивается вместе с программой). Там указаны все ошибки, появляющиеся в процессе работы двигателя.


Расшифровав ошибки, приступаем к их устранению. Начинайте устранение неисправности с проверки датчика. Например, программа показала код низкого качества смеси. Сначала проверьте работу самого датчика. Вполне вероятно он не работает. Его отказ вполне может вызывать ошибку. Это же можно сказать обо всех ошибках. Для более точной диагностики во многих случаях придется провести дополнительные исследования. Чаще всего проверяется давление в цилиндрах.
После устранения всех неисправностей обязательно проверьте правильность выполнения работ. Не забывайте, что код ошибки всегда сохраняется в памяти микроконтроллера. Поэтому старые показатели следует сбросить. Для этого нужно выключить зажигание, отключить диагностическое оборудование. Сброс производится путем отключения микроконтроллера. Для этого просто снимите одну клемму с аккумулятора. Подключив ее обратно включают зажигание, подключают ноутбук и проводят повторную диагностику. Если вы все сделали правильно, ошибки должны исчезнуть.

Заключение

Неисправности могут случиться с любым автомобилем. Эта проблема знакома каждому автолюбителю. В связи с этим диагностика ВАЗ 2114 и 2115 своими руками оказывается выходом для владельца проблемного автомобиля. Чтобы производить диагностические работы вам придется заранее подготовиться и потратиться на некоторое оборудование. Также желательно изучить основные требования к проведению диагностики. Это поможет вам сделать ее как можно точнее.

Лампа контроллера «CHECK ENGINE»

При возникновении неисправностей в системе, в процессе эксплуатации автомобиля, контроллер определяет их наличие, оповещает о них водителя лампой «CHECK ENGINE» (рис. 1) и сохраняет в памяти коды, обозначающие характер неисправности и облегчающие диагностирование и ремонт системы впрыска топлива. Контроллер согласует работу всех датчиков и систем, входящих в состав системы впрыска топлива.

Диагностика системы управления двигателем с электронным впрыском топлива (Инжектором) осуществляется с помощью цифрового тестера ДСТ-2М (рис. 2).

Качественную диагностику может произвести только опытный специалист, потому как стремление к автоматизации процесса диагностики и наличие инструмента не только не гарантирует успех, а зачастую и усугубляет ситуацию.

В диагностику входит:
· Считывание кодов неисправностей
· Проверка исполнительных механизмов инжектора
· Проверка работоспособности датчиков
· Контроль данных электронной системы управления
· Проверка системы подачи топлива
· Проверка систем зажигания
· Измерение компрессии двигателя

На основании проведенной диагностики инжектора проводится весь спектр работ, связанных с ремонтом электронной системы управления двигателем ВАЗ с распределенным впрыском топлива. Электронный впрыск топлива у ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2112, 2113, 2114, 2115, НИВА

Перепрограммирование контроллера

Контроллер является центральным устройством управления инжектором. В контроллере имеется три вида памяти:

1. Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). Оперативное запоминающее устройство это «блокнот» контроллера. Микропроцессор контроллера использует его для временного хранения измеряемых параметров для расчетов и для промежуточной информации. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в него данные или считывать их. Микросхема ОЗУ смонтирована на печатной плате контроллера. Эта память является энергозависимой и требует бесперебойного питания для сохранения. При прекращении подачи питания, содержащиеся в ОЗУ, диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются.

2. Электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ).

3. Однократно программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) (рис. 1 рис. 2). В ППЗУ находится общая программа, которая содержит последовательность рабочих команд и различную калибровочную информацию. Эта информация представляет собой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом. Изменяя калибровочную информацию можно полностью изменить режим работы инжектора.

В результате, например, «спортивного» перепрограммирования контроллера:

Увеличивается крутящий момент на малых оборотах
Увеличивается максимальная мощность двигателя на 3-5 л.с.
Возможно повышение оборотов холостого хода на 50-100 об/мин
Уменьшается температура включения вентилятора (101-103гр.)
Средний расход топлива возрастает на 0.5 – 1л на 100км. пробега в зависимости от стиля вождения
Работа двигателя становится более «мягкой»

Контроллер инжектора ВАЗ

Контроллер инжектора ВАЗ (ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, НИВА…) получает информацию от датчиков, производит необходимые вычисления и на их основе управляет исполнительными механизмами. Устройство надежное. Боится только очень больших бросков бортового напряжения (неисправность генератора, залипание стартера на работающем моторе, «прикуривание» другого автомобиля, использование для запуска пуско-зарядного устройства).
При возникновении неисправностей в системе, в процессе эксплуатации автомобиля, контроллер определяет их наличие, оповещает о них водителя лампой «CHECK ENGINE» и сохраняет в памяти коды, обозначающие характер неисправности и облегчающие диагностирование системы впрыска топлива. Контроллер согласует работу всех датчиков и систем входящих в состав системы впрыска топлива. Контроллер управляет работой форсунок и работой системы зажигания. В зависимости от типа контроллера форсунки могут включаться попарно, при этом пары форсунок включаются попеременно через каждые 180° поворота коленвала (попеременный синхронный двойной впрыск) или последовательно (последовательный или фазированный впрыск). В системе зажигания применен метод «холостой искры». (Исключение составляют 16-ти клапанные моторы, оснащенные индивидуальными катушками зажигания на каждую свечу). Высоковольтные импульсы подаются на соответствующую пару свечей зажигания (1/4 или 2/3 цилиндров). Искрообразование происходит одновременно в цилиндре, находящемся на такте сжатия (рабочая искра), и в цилиндре, находящемся на такте выпуска («холостая искра»). На искрообразование в цилиндре, находящемся на такте выпуска, требуется небольшое количество энергии. Большая часть энергии используется в цилиндре, находящемся на такте сжатия, что обеспечивает нормальное искрообразование и хорошее воспламенение топливовоздушной смеси. Аналогичный процесс повторяется, когда цилиндры меняются ролями.

Контроллер является центральным устройством управления инжектором.
Контроллер управляет топливоподачей, временем накопления энергии и моментом зажигания, частотой вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, электробензонасосом, тахометром, контрольной лампой диагностики двигателя «CHECK ENGINE» (ПРОВЕРЬ ДВИГАТЕЛЬ), расположенной на панели приборов, вентилятором системы охлаждения двигателя и муфтой компрессора кондиционера (при его наличии), формирует на маршрутный компьютер сигналы скорости автомобиля и расхода топлива, а также для автомобилей с нейтрализатором контроллер поддерживает необходимое соотношение воздух/топливо — 14,7:1 (стехиометрический состав).

ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ:

Положение к/вала
Частота вращения к/вала
Массовый расход воздуха
t °С охл. жидкости
Положение дросселя
Напряжение питания
Скорость автомобиля
Включение кондиционера
Наличие детонации
Концентрация О2 в ОГ.

УПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ:

Форсунки
Электробензонасос
Система зажигания
Регулятор холостого хода
Вентилятор системы охлаждения
Муфта компрессора.

Датчики (инжектор ваз)

Любая инжекторная система (ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, НИВА…)включает в себя комплект датчиков для сбора информации о состоянии и режиме работы мотора.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) ВАЗ

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) ВАЗ установлен на корпусе воздушного фильтра. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) измеряет количество всасываемого двигателем воздуха в кг / час. Устройство достаточно надежное. Основной враг — влага, всасываемая вместе с воздухом. Основное нарушение работы датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) — завышение показаний на малых оборотах на 10 — 20%. Это приводит к неустойчивой работе двигателя на холостом ходу, остановке после мощностных режимов, возможны проблемы с запуском. Занижение показаний датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) на мощностных режимах приводит к «тупости» мотора и увеличению расхода топлива. Типовое значение расхода воздуха на холостом ходу 8-10 кг / час. При 3000 об / мин — 28-32 кг / час.

Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ

Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ установлен сбоку на дроссельном патрубке на одной оси с приводом дроссельной заслонки. Датчик положения дроссельной заслонки считывает показания с положения педали «газа». Основные враги датчика положения дроссельной заслонки — завод-изготовитель датчика и мойщики двигателей. Срок службы датчика положения дроссельной заслонки совершенно непредсказуем. Нарушения в работе датчика положения дроссельной заслонки проявляются в повышенных оборотах на холостом ходу, в рывках и провалах при малых нагрузках.

Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ

Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ установлен между головкой блока и термостатом. Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет два контакта (в отличии от одноконтактного датчика температуры для панели приборов, который стоит рядом, не путайте). Основное функциональное назначение датчика температуры охлаждающей жидкости сродни «подсосу» на карбюраторе — чем холоднее мотор, тем богаче топливная смесь. Конструктивно датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой термистор (резистор), сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Типовые значения 100 гр. — 177 Ом, 25 гр. — 2796 Ом, 0 гр. — 9420 Ом, — 20 гр. — 28680 Ом. Температура охлаждающей жидкости влияет почти на все характеристики управления двигателем. Датчик температуры охлаждающей жидкости весьма надежен. Основные неисправности — нарушение электрического контакта внутри датчика, нарушение изоляции или обрыв проводов вблизи датчика болтающимся тросиком «газа». Отказ датчика температуры охлаждающей жидкости — включение вентилятора на холодном двигателе, трудность запуска горячего мотора, повышенный расход топлива.

Датчик детонации ВАЗ

Датчик детонации ВАЗ установлен на блоке двигателя между 2-м и 3-им цилиндрами. Существуют два типа датчика детонации – резонансный (бочонок) и широкополосный (таблетка). Датчик детонации разных типов не взаимозаменяемы. Датчик детонации — это надежный элемент, но требует регулярной чистки разъема. Принцип работы датчика детонации как у пьезо зажигалки. Чем сильнее удар, тем больше напряжение. Отслеживает детонационные стуки двигателя. В соответствии с сигналом датчика детонации контроллер устанавливает угол опережения зажигания. Есть детонация — более позднее зажигание. Отказ или обрыв датчика детонации проявляются в «тупости» мотора и повышенному расходу топлива.

Датчик кислорода ВАЗ

Датчик кислорода ВАЗ установлен на приемной трубе глушителя. Серьезный, но весьма надежный электрохимический прибор. Задача датчика кислорода— определение наличия остатков кислорода в отработавших газах. Есть кислород — бедная топливная смесь, нет кислорода — богатая. Показания датчика кислорода используются для корректировки подачи топлива. Категорически запрещается использование этилированного бензина. Выход из строя датчика кислорода приводит к увеличению расхода топлива и вредных выбросов.

Датчик скорости ВАЗ

Датчик скорости ВАЗ предназначен для формирования импульсов, количество которых в единицу времени пропорционально скорости автомобиля. Датчик скорости установлен на коробке передач сверху. На инжекторных ВАЗах применяются только 6-ти импульсные датчики скорости. Датчик скорости информирует контроллер о скорости автомобиля. Надежность датчика скорости средняя. Часто происходит окисление разъема и проводов вблизи датчика скорости. Выход из строя датчика скорости приводит к незначительному ухудшению ездовых характеристик (кроме Дженерал моторс — двигатель глохнет при движении в режиме холостого хода).

Датчик положения коленчатого вала ВАЗ

Датчик положения коленвала ВАЗ предназначен для формирования электрического сигнала при изменении углового положения специального зубчатого диска, установленного на коленвале двигателя. Датчик положения коленвала установлен на крышке масляного насоса. Это основной датчик, по показаниям которого определяется цилиндр, время подачи топлива и искры. Конструктивно датчик положения коленвала представляет собой кусок магнита с катушкой тонкого провода. Очень вынослив. Датчик положения коленвала работает в паре с зубчатым шкивом коленчатого вала. Отказ датчика — остановка двигателя. В лучшем случае ограничение оборотов двигателя в районе 3500 — 5000 об/мин.

Датчик фаз ВАЗ

Датчик фазы ВАЗ предназначен для определения углового положения распределительного вала. На 8-ми клапанном двигателе установлен в торце головки блока около воздушного фильтра. На 16-ти клапанном — на головке блока около 1-го цилиндра. На 8-ми клапанных моторах, выпущенных примерно до 2005 года датчик фаз отсутствует. Отсутствие датчика фазы означает, что форсунки открываются в попарно-параллельном режиме. Наличие датчика датчик фаз — фазированный впрыск, т.е. открывается только одна форсунка для конкретного цилиндра. Отказ датчика фаз переводит топливоподачу в попарно-параллельный режим, что приводит к некоторому (до 10%) повышению расхода топлива.

Датчик температуры воздуха ВАЗ

Датчик температуры воздуха ВАЗ конструктивно встроен в датчик массового расхода воздуха. Начало производства датчика температуры воздуха — примерно, 2005 год. Внешне наличие датчика температуры воздуха можно отличить по количеству проводов, приходящих к датчику расхода воздуха. 5 проводов — датчик температуры воздуха предусмотрен, 4 — нет.

Исполнительные механизмы инжектор ВАЗ

Любая инжекторная система (ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, НИВА…) включает в себя набор исполнительных механизмов для поддержания требуемых режимов работы двигателя.

Регулятор холостого хода ВАЗ

Регулятор холостого хода ВАЗ предназначен для регулирования частоты вращения коленчатого вала двигателя. Регулятор холостого хода установлен на дроссельном патрубке под датчиком положения дроссельной заслонки. Регулирует подачу воздуха на холостом ходу и при запуске двигателя. Основа регулятора холостого хода — маломощный шаговый двигатель. Малейшая грязь и он стопориться. Надежность работы зависит от смазки, которую иногда забывает положить изготовитель, от качества используемого моторного масла, от правильности регулировки тепловых зазоров клапанов, от состояния системы вентиляции картера, свечей (во впускной патрубок попадает масло и отлагается в виде нагара на дроссельном патрубке). Ошибка регулятора холостого хода приводит к неустойчивой работе или остановке двигателя на холостом ходу, проблеме с запуском. Типовое значение положения регулятора холостого хода — 30-50 шагов.

Модуль зажигания ВАЗ

На 8-ми клапанном двигателе ВАЗ модуль зажигания установлен на блоке двигателя со стороны свечей, на 16-ти клапанном ВАЗ — сверху мотора около дроссельного патрубка. Модуль зажигания содержит два мощных электронных ключа и две катушки зажигания. Искрообразование производится по методу «холостой искры», т.е. искра образуется одновременно в двух цилиндрах: 1-4 и 2-3. В одном цилиндре рабочая искра, в другом — «холостая». На 16-ти клапанных моторах объемом 1.6 литра используются индивидуальные катушки зажигания на каждую свечу с фазированным управлением. Обычно Модуль зажигания выходит из строя в первые 5-10 тыс. км. Если за этот период модуль зажигания не «сгорел», то «живет» долго. При отказе модуля зажигания двигатель «троит», дергается, и автомобиль очень плохо разгоняться.

Адсорбер ВАЗ

Адсорбер ВАЗ предназначен для улавливания паров бензина из бензобака и последующего сжигания их на работающем моторе. Отказ адсорбера не влияет на ходовые качества автомобиля.

Топливные форсунки ВАЗ

Топливные форсунки ВАЗ установлены вместе с рампой на впускном коллекторе. Одна форсунка на каждый цилиндр. Топливная форсунка дозирует подачу топлива под давлением во впускную трубу цилиндра по команде контроллера. Очень выносливы. При нарушении работы топливных форсунок двигатель «троит», не развивает мощности.

Вентилятор в системе охлаждения ВАЗ

Вентилятор в системе охлаждения включается по команде контроллера при температуре охлаждающей жидкости от 98 до 107 С в зависимости от типа контроллера. Отказ вентилятора, в основном, связан с цепями управления, приводит к перегреву двигателя.

Основные особенности эксплуатации

1. Заправляться лучше 95 бензином. Хотя ВАЗовские двигатели неплохо работают и на 92ом бензине.

2. Учитывая особенности работы бензонасоса, нельзя допускать полного опустошения бензобака. Во-первых, как только насос начинает «подхватывать» воздух, обороты его нагнетающей турбины резко возрастают, что приводит к ее разрушению. Во-вторых, мотор насоса может перегреться, так как он охлаждается бензином, которого в этом случае недостаточно.

3. Инжекторный двигатель ВАЗа чувствителен к качеству свечей. Скорее всего, это связано с огромной мощностью искры: мощная искра с большей вероятностью находит для себя «обходной» путь через дефекты свечей и высоковольтных проводов. С учетом конструктивной особенности модуля зажигания (см. Модуль зажигания) свеча работает с двойной нагрузкой: присутствует рабочая и холостая искра, что приводит к повышенному износу свечи. Поэтому менять свечи рекомендуется каждые 10 тыс. км пробега. Очень осторожно подходите к выбору типа свечи, особенно якобы импортного производства – спрашивайте сертификат.

4. Ремень газораспределительного механизма (ГРМ). Что не писали бы в различной литературе, менять ремень ГРМ необходимо не реже чем каждые 50 тыс. км. пробега. Конечно, бывает на практике, что и через 40 тыс. км ремень ГРМ обрывался, но такие случае достаточно редкие. Встречаются и чудесные ремни ГРМ, которые не обрываются и после 100 тыс. км., однако испытывать судьбу не стоит: чудесные ремни ГРМ встречаются очень редко. А среднестатистический ремень ГРМ служит чуть больше 50 км пробега.

5. Запчасти. Покупку запасных частей, датчиков и исполнительных механизмов для инжекторной системы ВАЗ рекомендуется производить очень осторожно. Всегда спрашивайте сертификаты. Из импортных запчастей можно брать только датчики массового расхода воздуха и модули зажигания. Такое впечатление, что все остальное сделали где-то в подвале, да же на Китай не похоже, хотя написано «Германия».

Холодный запуск зимой.

Зимой владельцы автомашин часто жалуются на то, что заливаются свечи, и не удается запустить двигатель, не меняя их на сухие. Причин заливания свечей несколько, но все они решаемы. Приведем несколько практических рекомендаций по запуску двигателя в холодное время года.

1. Выжимайте сцепление. Не нагружайте стартер и аккумуляторную батарею (АКБ) дополнительной работой в виде проворачивания замерзшей коробки передач (КПП).

2. При температуре ниже -10С, рекомендуется выжимать примерно на 1/4 педаль акселератора. Замерзшая автоматика не всегда может обеспечить устойчивую работу двигателя в прогревочном режиме: Исходя из нашей практики, замерзший регулятор холостого хода (см. Датчики) не всегда работает стабильно. Иногда возникают ошибки, приводящие к переобогащению топливной смеси. В случае, если выжата педаль газа, топливная смесь готовится не только регулятором холостого хода но и дросселем, который по определению замерзнуть не может – в итоге суммарное качество смеси улучшается.

3. Не следует прокручивать двигатель стартером более 3-х секунд. Лучше вернуть ключ зажигания в исходное состояние и повторить попытку снова. Грубо говоря, логика работы компьютера в этом режиме заключается в поиске подходящих параметров запуска двигателя. Однако, он «не понимает», почему двигатель не запускается и начинает «экспериментировать», варьируя основные параметры работы. Диапазон варьирования параметров постепенно увеличивается, что опять же в итоге приводит к переобогащенной смеси и заливанию свечей.

4. Если двигатель не удалось запустить после 5-ти попыток, то, как правило, это уже не удастся сделать, пока свечи не будут поменяны. Последующие попытки запустить двигатель стартером приведут к тому, что просто сядет аккумулятор.

5. Если, несмотря ни на что, все-таки требуется запустить двигатель, то можно подогреть ресивер горячей водой или воспользоваться запасным теплым датчиком температуры, тем самым «обманув» контроллер. Сделать это можно следующим образом:

Снимите разъем со штатного датчика температуры и присоедините теплый запасной датчик, вынутый из кармана или погретый в руке.
Запустите двигатель с висящим датчиком и прогрейте двигатель градусов на 20-30.
Восстановите штатное состояние.
Можно посоветовать повесить параллельно датчику температуры резистор номиналом около 20кОм, чтобы постоянно не проделывать сложную процедуру подмены датчика. Однако оптимальное значение резистора надо подбирать экспериментально.

Но никакие искусственные приемы, не смогут заменить заблаговременную подготовку двигателя к зиме. Для того чтобы легко заводить машину зимой, нужно залить зимнее масло, поставить новые свечи, промыть инжектор, отрегулировать, если позволяет система, СО и поставить хороший аккумулятор. Подберите соответствующий бензин. Бензин различают по его составу на летний бензин и зимний бензин. В зимнем бензине повышенное содержание летучих фракций, а именно они способствуют удачному запуску холодного двигателя, так как на морозе бензин с пониженным содержанием летучих фракций плохо испаряется, что приводит к заливу свечей. Возможно, для этого придется сменить несколько АЗС.

Несколько замечаний по расходу топлива.

Одна из распространенных жалоб среди автолюбителей – это повышенный расход топлива по сравнению с заявленным в руководстве по эксплуатации автомобиля, несмотря на то, что двигатель и система управления двигателем исправны. Я изложу свой взгляд на эту проблему, а Вы проанализируете приведенные ниже замечания применительно к своему автомобилю. Думаю, Вам удастся весьма значительно снизить расход топлива.

1. Замер расхода топлива. Один из самых распространенных и в тоже время самых неудачных методов замера расхода топлива – это замер по миганию лампочки или показаниям датчика уровня топлива. Конструкция и исполнение этого датчика такая скверная, что он может показывать все, что угодно. Из доступных в быту способов замера расхода топлива достаточно точный только один. Нужно залить бензина полный бак по факту, то есть по горлышко, проехать примерно 200 км и опять залить полный бак. На одометре будет пробег, на колонке АЗС – количество вошедшего, а значит, и потраченного бензина. Простая арифметика (второй показатель / первый * 100 = литров на 100км.) даст Вам истинный расход бензина, правда, надо сделать поправку на недолив топлива на АЗС.

2. Вес оплачивается топливом. На каждые 100 кг дополнительного веса приходится дополнительно тратить 0.5 -1 л топлива (в зависимости от режима езды — «город-трасса»). Следовательно, для уменьшения расхода топлива можно посоветовать вынуть лишнее из багажника.

3. Багажник на крыше. Багажник на крыше автомобиля ведет к перерасходу бензина до 1л на 100 км из-за повышения сопротивления воздуха. Однако при малых скоростях его влияние ослабевает.

4. Давление в шинах. Пониженное давление в шинах приводит к увеличению сопротивление качению. Снижение давления на 0.5 бар увеличивает расход топлива на 10-15% в зависимости от качества резины.

5. Характеристики покрышек. Эксплуатация зимней, особенно шипованой или с «тракторным» протектором резины увеличивает расход топлива.

6. Внешние условия. К повышенному расходу топлива приводят и внешние условия передвижения, такие как пробки, состояние дороги (шероховатое покрытие), повороты, дождь, снег, встречный ветер и т.д.

7. Стиль вождения. В значительной степени на расход топлива влияет характер и настроение водителя. Во время коротких поездок или на насыщенных поворотами дорогах расход бензина, в зависимости от стиля езды, различается до 30%. Размеренная езда позволяет снизить «жажду» ВАЗа, тогда как нервный, взволнованный или подавленный стрессом водитель способствует повышению расхода топлива. Даже обувь играет роль в расходе топлива: в легкой удобной обуви можно плавно давить на педаль акселератора.

8. Прогрев двигателя. Многие автолюбители прогревают двигатель, что не только вызывает ненужный перерасход топлива, но и вредит двигателю. На холостых оборотах ненагруженный двигатель греется очень медленно, что в свою очередь способствует дополнительному износу поршневой системы, перерасходу топлива и ненужному загрязнению окружающей среды. Следует начинать движение сразу, если позволяет обзор по стеклам и зеркалам. Держите средние обороты и резко не разгоняйтесь. Обогрев салона включайте после того, как стрелка температуры начнет двигаться. Не следует сразу включать обогрев: это забирает тепло у еще непрогретого двигателя, Вам оно не поможет, а в моторе каждый градус на учете.

Бензин в трубу

9. Показания тахометра. Движение с высокими оборотами значительно повышает расход бензина. Для современных двигателей 2000 оборотов коленвала в минуту – это вполне нормальная частота вращения при движении. Переключение на более низкую передачу рекомендуется, только в том случае, если действительно необходимо резкое увеличение скорости, например, при обгоне.

10. Обратите внимание на то, как часто и насколько интенсивно Вам приходится тормозить. Обычно, интенсивному торможению предшествует интенсивный разгон, а это – «бензин в трубу».

11. На скоростях свыше 120 км/час из-за увеличения сопротивления воздуха резко возрастает расход топлива. К примеру, разница в расходе топлива при 90 и 120 км/час может составлять более 20%.

В заключении, можно обратить внимание на важность общего состояние двигателя. Свечи, фильтры, зазоры клапанного механизма, компрессия и т.д. должны быть в норме. Задумайтесь, как Вы ездите, и, я думаю, у Вас будет самый экономичный автомобиль.

Перегрев двигателя и как следствие потеря тосола из-под крышки на расширительном бачке.

В инжекторных системах ВАЗа в зависимости от типа контроллера температура включения вентилятора системы охлаждения составляет 98 — 107 С. Это значительно выше, нежели в карбюраторных системах ВАЗа. А расширительный бачок и крышка и там, и там одинаковые, и не всегда выдерживают давление, возникающее в инжекторной системе. Это самый слабый элемент системы. Следите за состоянием крышки расширительного бачка. Для того чтобы не было потери тосола из-под крышки расширительного бачка, она должна быть плотно затянута, а клапан быть в рабочем состоянии! Затягивать крышку следует как можно туже, и даже не плохо на четверть оборота подтягивать ее раздвижными плоскогубцами. Если крышка затянута, а тосол все равно из-под нее испаряется, требуется заменить крышку. Уровень тосола в расширительном бачке должен быть строго между отметками min и max.

Вопрос — ответ

Вопрос 1: Повышенные обороты холостого хода, подергивания при малых нагрузках.
Ответ: Как правило — износ датчика положения дроссельной заслонки.

Вопрос 2: Поздно включается вентилятор охлаждения двигателя. Происходит потеря тосола из расширительного бачка.
Ответ: Систма охлаждения работает под давлением. Герметичость системы как раз и создает крышка со встроенным клапоном на расширительном бачке. Необходимо сильно завернуть крышку, предварительно проверив целостность клапана. Если течь продолжается, то скорее всего придется сменить крышку.

Вопрос 4: Мотор великолепно работает на больших оборотах, а на холостом ходу подтраивает.
Ответ: Это характерный признак потери компрессии в одном и более цилиндрах.

Вопрос 5: Двигатель не запускается без нажатия педали газа и сразу глохнет, когда педаль отпускается.
Ответ: Ошибка в работе регулятора холостого хода. Снять регулятор и почистить кисточкой в чистом бензине рабочую часть регулятора. Если не помогает — придется менять регулятор.

Вопрос 6: ВАЗ 21099 с инжекторной системой GM. Мотор глохнет на ходу при включении нейтрали.
Ответ: Явный признак неработающего датчика скорости. Датчик скорости придется менять, но предварительно необходимо проверить работу привода датчика и целостность электропроводки около датчика.

Вопрос 7: ВАЗ 21099. Постоянно горит лампочка СЕ, бортовой компьютер диагностирует ошибку " повышенный шум двигателя ".
Ответ: Если нет явных моторных разрушений и стуков, то достаточно отрегулировать тепловые зазоры клапанов.

Вопрос 8: Постоянно работает вентилятор охлаждения, да же на холодном моторе.
Ответ: В большинстве случаев это связано с обрывом электропроводки около датчика температуры.

Вопрос 9: Нужно ли зимой прогревать мотор?
Ответ: Современные авто масла позволяют не греть мотор на холостых оборотах, а сразу начинать движение при небольших нагрузках на двигатель. При этом прогрев мотора происходит значительно быстрее, меньше портятся свечи, экономится топливо и происходит плавный прогрев других механизмов (коробка, подшипники, амортизаторы и т.д.).

Вопрос 10: Каким бензином лучше заправлять ВАЗ 2109 — 92-м или 95-м?
Ответ: Журнал За рулем большой разницы между 92 и 95 бензином не нашел. Но по отзывам большинства наших клиентов на 95 бензине машина и едет заметно веселее и расход несколько меньше.

Вопрос 11: ВАЗ 2110. Временами мотор резко теряет мощность, особенно после пробок, вплоть до полной остановки. Достаточно подождать минут 10-20 и машина опять как новая.
Ответ: Необходимо проверить бензонасос на производительность и если она менее 50 л/час заменить входной фильтр бензонасоса (находится в бензобаке).




Вопрос 13: Какова эффективность промывочных жидкостей, добавляемых в бензин (в бензобак)?
Ответ: Эти присадки достаточно хорошо очищают систему, но заменить профессиональную промывку они не могут. Главное регулярно пользоваться этими присадками. В случае, если машина прошла больше 30 тыс. км и присадки не использовались есть шанс получить отрицательный результат — залпом смыть всю накопившуюся грязь в баке и доставить ее в мотор. При большом пробеге лучше посоветоваться в ближайшем сервисе.

Вопрос 12: Затрудненный запуск мотора в зимнее время.
Ответ: В зимнее время не стоит полагаться на автоматику инжекторной системы. Ей надо помогать. Выжать сцепление, нажать на 1/4 педаль газа и только потом запускать мотор. Время прокрутки стартером не должно превышать 3-х секунд (это праило необходимо соблюдать при любой температуре мотора).Если мотор не пустился верните ключ назад и повторите все сначала. Если и со второго раза мотор не запустился переведите систему в режим продувки путем полного нажатия педали газа (сцепление выжато всегда). В этом режиме топливо в мотор не подается и крутить стартером можно несколько дольше. Тем самым Вы удаляете излишки топлива из мотора. Если мотор не запуститься переходите к режиму с 1/4 педали газа. Если и после этого не заводится, то поможет только смена свечей.

Вопрос 14: Как оценить работоспособность свечей?
Ответ: На внешний вид свечи должны быть сухие (бес признаков масла), центральный керамический электрод д.б. светло-коричневого(красного) цвета, искровой зазор 1 мм. Для большей уверенности приобретите пробник пистолет для проверки свечей (стоит около 50 руб.). Тем самым Вы сможете оценить работу свечей не выкручивая их.

Вопрос 16: Каков срок службы ремня ГРМ?
Ответ: Ремень ГРМ ходит до 70 тыс.км при смешанном пробеге трасса-город. Если машина эксплуатируется в основном в городе мы советуем допустимый пробег не более 50 тыс. км (в пробке мотор работает,а одометр стоит).

Вопрос 17: Как часто надо промывать инжектор?
Ответ: В каждом случае это определяется индивидуально. Чем более спокойнее стиль вождения, тем чаще. Обьяснятся это тем, что на повышенных оборотах мотор сам себя частично очищает. Самый плохой режим для мотора (с точки зрения накопления грязи) — длительный холостой ход, а особенно прогрев на холостом ходу. Мы рекомендуем промывать инжектор каждые 20-40 тыс. км пробега.

Вопрос 19: Почему в зимнее время резко возростает расход бензина?
Ответ: Основня причина — постоянно холодный мотор, на прогрев которого уходит огромное колличество бензина. А если поездки короткие (до 10 км), то увеличение расхода может достигать 50%. Постоянная пробуксовка колес и сопротивление качению рыхлого снега — вторая серьезная добавка к расходу топлива.

Вопрос 18: Какая промывка инжектора лучше — ультрозвуковая или химическая?
Ответ: На мой взгляд лучше химическая (она и дешевле). При такой промывке очищаются не только форсунки, но и камеры сгорания, клапана, кольца и все остальное, с чем соприкасается сольвент. Один минус, по сравнению с ультрозвуковой промывкой — сольвент не может растворить песок, который может быть в форсунках (но это маловероятно при хорошем топливном фильтре).

Вопрос 20: Как часто требуется замена фильтров — топливного и воздушного?
Ответ: Топливный фильтр надо менять каждые 30 тыс. км. пробега. Воздушный фильтр, как правило, не выдерживает того пробега (30 тыс. км), что указан на боксе. Советую проверять его состояние каждые 10 тыс.км.

Вопрос 23: ВАЗ 2110, не работает спидометр.
Ответ: На ВАЗах с электронными панелями приборов основной причиной не работающего спидометра является поломка датчика скорости. Как правило при этом горит лампочка СЕ. Перед тем как менять датчик скорости советую тщательно проверить провода, идущие от общего жгута к датчику (около 15 см). Очень часто встречаются сгнившие.

Вопрос 21: Временами, особенно в летнее время, на ВАЗах 10-го семеиства ощущается запах бензина в салоне.
Ответ: Не знаю зачем, но трубка вентиляции топливного бака заведена в задний левый лонжерон, который имеет выходы в багажник. Вот эти пары бензина Вы и ощущаете. Для устранения этого недостатка надо снять левое заднее колесо и вынуть трубку (сине-зеленый пластик) из лонжерона и оставить ее в свободном состоянии за подкрылком.

Вопрос 22: Взаимозаменяемы резонансный и широкополосный датчики детонации?
Ответ: Нет. По сути датчик детонации состоит из измерительного пьезоэлемента и фильтра посторонних шумов. В резонансном исполнении этот фильтр находится в самом датчике, а в широкополосном — в контроллере (от сюда и названия).

Вопрос 24: Что делать, если загорлась лампочка СЕ (проверь двигатель)? Можно ли двигаться дальше?
Ответ: Лампочка СЕ сигнализирует Вам, что контроллер распознал неполадку в системе. Автомобиль можно эксплуатировать и дальше. При этом возможно ухудшение ходовых качеств мотора. Мой совет — не откладывайте ремонт. При первой возможности обратитесь в автосервис.

Вопрос 25: После удара днищем на проселочной дороге ВАЗ 2110 резко потерял мощность. Что это может быть?
Ответ: Скорее всего Вы ударились катализатором и его внутренности разрушились, превратившись в хорошую затычку в глушителе. Ремонт только один — замена.

Вопрос 26: Где на ВАЗ 2111 находится топливный фильтр?
Ответ: Топливный фильтр на всех ВАЗах стоит под днищем за топливным баком. При смене обратите внимание на направление, указанное стрелкой. Стрелка должна смотреть на левое колесо.

Промывка и чистка инжектора ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, НИВА…

Способ 1. Заливка в топливный бак моющей присадки. Обычно один флакон на бак топлива.
Плюсами такой промывки являются цена промывки (стоимость такого флакона обычно не превышает 500 рублей) и простота промывки инжектора.
Основным же минусом является тот факт, что промывка сначала отмоет всю грязь с бака и топливопровода, а потом эта грязь «забьет» фильтр тонкой очистки топлива и возможно форсунки. Таким образом, применение такой промывки возможно только на регулярной основе (когда грязи накопилось еще немного). И просто не рекомендуется на машинах с большим пробегом. Так же существует риск купить поддельную или некачественную жидкость для промывки инжектора (даже по достаточно высокой цене).

Способ 2. Промывка на специальных установках. Установка позволяет исключить на время промывки топливопровод и бак. Для этого специальная промывочная жидкость заливается в установку. Установка подключается к топливной рампе, и запускается двигатель.
Преимущество такой промывки — это высокая эффективность очистки при достаточно небольшой стоимости (цена такой промывки в нашем сервисе всего 1200 рублей). Такой способ промывки можно порекомендовать всем еще и потому, что многие промывочные жидкости этого класса обладают раскоксовывающим эффектом.

WYNN’S INJECTION SYSTEM PURGE удаляет загрязнитель путем выжигания, а не смывания. При этом использование промывочного препарата WYNN’S INJECTION SYSTEM PURGE позволяет сделать стоимость промывки доступной и, бесспорно, соответствует оптимальному соотношению (цена/качество промывки инжектора)

Во время промывки препарат очищает впускной тракт, распределительную магистраль, регулятор давления топлива и трубопроводы от отложений, образующихся в процессе работы двигателя. Кроме того, жидкость обладает раскоксовывающим эффектом и избавляет клапаны, камеру сгорания, верхнюю часть поршня и поршневые кольца от нагара.

Несмотря на усилия производителей моторов и нефтяных компаний, загрязненные инжекторы и впускные клапаны все чаще превращаются в проблему. Устройства электронного управления, какими бы совершенными они ни были, не могут учитывать загрязнение частей топливной системы. Причина проста: загрязнение различается для каждого конкретного двигателя, и появляется всегда в разные моменты времени. Даже на клапанах, форсунке, камере сгорания одного и того же двигателя загрязнения различаются. Такое неконтролируемое явление нельзя запрограммировать в электронном блоке управления и нельзя измерить датчиками. Топливные системы разработаны для работы с чистыми деталями и узлами. Требуется промывка и очистка инжектора.

Последствия таких загрязнений:

трудный запуск двигателя
двигатель останавливается
перебои при нажатии на акселератор
нестабильный холостой ход
потери мощности
увеличение расхода топлива
увеличение выделения ядовитых выхлопных газов

В большинстве случаев проблемы, указанные выше, эффективно решаются посредством очистки и промывки системы впрыска. Наиболее эффективный способ очистки состоит в том, чтобы заправить концентрированное жидкое средство через систему впуска и заставить двигатель работать на нем вместо обычного бензина в специальном режиме. Целью чистящей жидкости является удаление отложений и смол, которые вызывают проблемы в работе двигателя. В качестве промывочной жидкости мы используем сольвент фирмы WYNN”S. WYNN”S — одна из ведущих компаний по производству средств для промывки и чистки инжекторов.

В результате промывки очищаются:

форсунки
клапаны и камеры сгорания
поршневые кольца
распределительные устройства топлива
регулятор давления

Учитывая специфические условия нашего региона, в частности, качество топлива, мы рекомендуем проводить промывку/чистку инжекторов ВАЗ раз в 20-30 тыс. километров пробега.

Важно! Не стоит путать подачу промывочного средства через систему впуска с заливкой очищающей «химии» в бак. Во-первых, заливка очищающих «присадок» в бак может привести к негативным результатам, так как со дна бака поднимается вся грязь, которая забивает фильтры и всю систему, во-вторых, эффективность действия таких «присадок» на порядок меньше чем специальных промывочных жидкостей для инжектора, требующих специального режима работы двигателя. лучшее сгорание бензина и возрастание эффективности двигателя
устранение детонации
улучшение холостого хода
улучшение холодного запуска
восстановление и выравнивание компрессии
возможность регулировать содержание окиси углерода и углеводородов в выхлопных газах в соответствии с установленными нормами (если позволяет система)
снижение расхода топлива
повышение срока службы инжектора, клапанов и всех других частей топливной системы
увеличение воздушного потока во впускной системе и лучшее перемешивание воздуха и бензина
продукт безвреден для каталитических нейтрализаторов

Многие считают, что диагностика системы управления инжекторным двигателем – удел высококвалифицированных специалистов. Между тем в любом современном контроллере (ЭБУ — электронный блок управления) имеется достаточно мощная встроенная система самодиагностики (реализованная на программно–аппаратном уровне), что значительно облегчает поиск возможных неисправностей даже непрофессионалу.

ЭБУ представляет собой своего рода мини-компьютер, предназначенный для решения специализированных задач в реальном времени. Это задачи можно разбить на следующие категории: обработка сигналов от датчиков, расчет управляющих воздействий по заданным алгоритмам, управление исполнительными механизмами.

Соединиться с контроллером автомобиля для чтения диагностических данных можно при помощи диагностического тестера (отдельно приобретаемый прибор) или компьютера с установленной специальной программой. В данной статье будет рассмотрена диагностика ЭБУ Bosh M7.9.7 (установленного на «Калине» автора; диагностика контроллеров более поздних версий производися аналогично) при помощи бесплатно распостраняемой программы KWP_D, скачать которую можно в Сети.

Кроме программы, необходимо приобрести так называемый диангостический адаптер К-линии (VAG-COM USB KKL адаптер), поддерживающий протокол KWP2000 (также известный как OBD-II) — адаптер предназначен для передачи данных с автомобиля в USB-порт компьютера. Протокол KWP2000, также известный как OBD-II, и дал название разъему диагностики, который расположен под крышкой рядом с рычагом КПП, и к которому нужно будет подключить адаптер. Из всего модельного ряда АвтоВАЗа, только в «Ладе Калине» он расположен так удобно. Остальным автовладельцам приходится помучаться с его подключением.

После установки драйвера из комплекта идущего с адаптером ПО, в системе появится СОМ–порт, номер которого необходимо переопределить на 1-4 (1, 2, 3 или 4 — именно с этими номерами портов работает KWP_D). Подключаем разъем диагностики, включаем зажигание и запускаем программу. После непродолжительной паузы система выдает сообщение, что связь установлена – можно приступать к диагностике.

Каждый двигатель имеет так называемые типовые параметры – базовые технические характеристики, описывающие нормальную работу двигателя, которые и берутся для сравнения с измеренными в процессе диагностики значениями. Если провести аналогию – это, например, температура тела здорового человека (типовой параметр 36.6 °C). Ниже будет рассмотрена последовательность диагностики на примере восьмиклапанного двигателя объемом 1.6 литров. Все измерения будем проводить на заведенном двигателе в режиме холостого хода.

Первое, на что следует обратить внимание – параметр DTC (наличие сохраненных ошибок):

Если ошибки есть, переходим на вкладку «Коды» и смотрим номер ошибки вместе с расшифровкой. Всевозможные коды ошибок и пояснения к ним легко найти в Интернете. Если ошибок нет, это еще не означает, что с двигателем все в порядке. Например, при завышенных оборотах холостого хода ЭБУ может воспринимать сигнал с неисправного датчика ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки) как нажатую водителем педаль газа, и не выдавать при этом никакой ошибки.

Вернемся к типовым параметрам. Наиболее важных из них не так уж много:

UACC – напряжение аккумуляторной батареи — 13.9В – 14.5В. Для проверки необходимо включить все мощные потребители энергии (дальний свет, обогрев заднего стекла, подогрев сидений и так далее). Меньшее напряжение указывает на необходимость отдельной проверки цепей электрики.

THR – положение дроссельной заслонки. На холостом ходу 0%. За этот параметр отвечает датчик положения дроссельной заслонки. Обычно на его неисправность указывают «рывки и провалы» при движении, а также увеличенные обороты холостого хода. Проверяем этот параметр на незаведенном двигателе (но с включенным зажиганием). Плавно нажимаем на педаль газа, следя за показаниями положения, которые должны также плавно расти до 85–90%. А почему не 100? Потому что 90. Так заложено производителями. Если все соответствует – датчик исправен.

FREQ – частота вращения коленвала. Будет меняться от 800 до 840 об/мин. Сигнал снимается с датчика положения коленвала (ДПКВ). Если двигатель завелся, значит этот датчик исправен. Он единственный, с неисправностью которого запуск двигателя невозможен.

AIR – массовый расход воздуха. Обычно от 10 до 12 кг/час на холостом ходу. Берется с самого главного датчика – массового расхода воздуха (ДМРВ). К сожалению, его реальная проверка без соответствующего оборудования невозможна. Хотя в автосервисах очень любят с важным видом замерить напряжение на датчике обычным мультиметром и тут же вынести вердикт, основывая свое решение на расхождении в сотые доли вольта (и тут же предложат купить у них новый за 2500–3500 рублей). Поэтому поступаем просто. Надавливаем ногой на педаль газа, чтобы обороты подскочили до 4000–5000 об/мин. Расход воздуха также должен резко вырасти до 200–250 кг/ч, и исправный датчик эти цифры должен Вам выдать.

UOZ – угол опережения зажигания. Будет меняться от 6 до 15 градусов. Угол опережения рассчитывается ЭБУ на основании показаний многих датчиков, даже температурного. Отдельного датчика угла опережения не существует. Поэтому идем дальше.

INJ – длительность импульса впрыска. 3–5 мс на холостом ходу. Это время, на которое открывается каждая форсунка для впрыска топлива в цилиндр. Если показания значительно большие, возможно, форсунки засорены и требуют промывки, либо давление топлива мало вследствии засоренного топливного фильтра или неисправного насоса. По-настоящему форсунки можно проверить только на специальном стенде. Для косвенной проверки резко нажимаем на педаль газа. Время впрыска также должно скакнуть до 15–20 мс. Пока ограничимся этой процедурой.

FSM – количество шагов регулятора холостого хода (РХХ). Часто его называют датчиком холостого хода, хотя к семейству датчиков он никакого отношения не имеет и представляет из себя шаговый электродвигатель с укрепленной на валу конусообразной «затычкой», которая перекрывает канал подачи воздуха в обход дроссельной заслонки, тем самым регулируя холостой ход. На холостом ходу этот параметр может быть в пределах 40–60 шагов. При нажатии на педаль газа – возрастать до 150 – 180.

ALAM1 – напряжение на датчике кислорода до катализатора. При прогретом двигателе должен меняться от 0,008 до 0,7В и обратно, что говорит об исправно работающей обратной связи.

LUMS_W – неравномерность вращения коленвала. Если больше, чем 4 об/с – значит, имеются пропуски воспламенения по цилиндрам. Повод проверить свечи и высоковольтные провода.

QT – расчетный расход топлива. На холостом ходу – 0,6–0,9 л/час. Конечно, для полной диагностики желательно проверить давление в топливной рампе, напряжение пробоя в свечах зажигания, посмотреть компрессию по цилиндрам, да и СО узнать не помешает. Но все это требует дорогостоящего оборудования и еще большего опыта.

Одним словом, вот так сравнительно несложно Вы можете самостоятельно проверить исправность Вашей Калины. Вперед!

Доброго времени суток уважаемые автолюбители! Знакома ли вам ситуация, когда в машине что-то неисправно, но определить вышедший из строя агрегат не удается. Как бы вы ни заглядывали под капот или днище, а поломка оставалась не найдена, и эксплуатация автомобиля была продолжена. Все это говорит о неопытности и невнимательности водителя ведь халатность может привести к печальным последствиям. Движение на технически неисправном транспортном средстве категорически запрещается, это опасно для владельца, пассажиров и окружающих. Поэтому нужно срочно учиться ориентироваться в устройстве автомобиля для нахождения источника «инфекции». Не будем лезть в дебри конструкций иностранных моделей, а в качестве примера возьмем машину отечественного производства. Итак, диагностика ВАЗ 2114 своими руками – тема сегодняшней публикации. Предлагаю прямо сейчас разобраться как осмотреть проблемные узлы на признаки неисправности, а также узнать, что означают некоторые симптомы. Уверен среди нас найдутся и бывалые, вам товарищи советую не молчать – дополнять, а может и поправлять.

Инжекторный силовой агрегат

Многие современные автомобили оснащаются инжекторными двигателями и «четырнадцатая» модель не исключение. Принцип действия системы, выглядит следующим образом: дозирующая воздушно-топливная смесь поддается на форсунки, которые осуществляют впрыск. Процесс смешивания осуществляет бортовой компьютер, он сопоставляет данные о температуре двигателя, октановом уровне и прочих показателях, после чего определяет оптимальные пропорции воздуха и топлива для достижения наивысшего КПД. Несмотря на долговечность такого агрегата, поломки с ним не такая уж редкость. Вышедший из строя инжектор для многих – приговор на высокие растраты. Однако если вовремя обнаружить причину, исправить ее можно собственными силами. Для этого понадобятся кое-какие приборы:

  • Манометр – с его помощью замеряется давление топлива. Помогает обнаружить засорение топливного фильтра, нерабочий бензонасос и регулятор давления.
  • Бортовой компьютер – он обладает встроенными средствами диагностики.
  • Омметр – используется для проверки электроцепи на разрывы, напряжения в батареи и сопротивления в механизмах.
  • Компрессометр – применяется для измерения давления в цилиндрах двигателя. Благодаря ему можно определить пробитую прокладку ГБЦ, проблему с клапанами и прочие неисправности мотора.
  • Светодиодный пробник – для определения полярности на катушке, модулях зажигания и форсунках.

Именно с применением этих устройств проводится глобальная диагностика силового агрегата.

Но все же, на что нужно обращать особое внимание? В первую очередь осмотрите все имеющиеся датчики и проводку на предмет разрывов. Если автомобиль дымит, плохо заводится и вырабатывает специфический аромат, тогда скорее всего – проблема с инжектором. Масляный след на форсунках говорит о загрязнения системы, которую необходимо промыть. При желании процедуру реально провести и собственноручно.

Ходовой механизм

Исправная подвеска – залог безопасного передвижения машины, поэтому нужно не только своевременно реагировать на возможные неприятности, но и проводить периодическую диагностику. К тому же любая поломка в этой области не позволит выставить развал-схождение Осмотрим агрегаты, наиболее подверженные поломки агрегаты «ходовки».

  1. Пружины.

Уровень изнашивания определяется по положению кузова.

  1. Амортизаторы.

Чистый корпус и бесшумная работа – главные признаки справных деталей. Довольно часто изнашиваются уплотнительные резинки, что приводит к неприятному постукиванию. Закрепленный амортизатор не должен иметь люфт.

  1. Шаровые.

Они же сайлент-блоки в нашем случае соединенные с нижними рычагами. Диагностика осуществляется с помощью монтировки, сверху на шаровую прилагается усилие вследствие чего палец не должен болтаться. В другом случае, придется снять шаровую с кулака и пошевелить палец, если он вращается легко, без применения силы – негодна шаровая. Когда же ход пальца тугой, скорее всего – проблемы с кулаком.

  1. Стабилизаторы и опоры.

Физическую их поломку определить несложно, но здесь чаще докучают уплотнительные резинки. Для их диагностики тяги раскачивают на определение люфта.

  1. Подшипник ступицы.

О его поломки сигнализирует характерный гул во время вращения колеса.

  1. Наконечники и рулевые тяги.

Проверяют поворачивая колесо руками, параллельно контролирую рукой непосредственно тягу. В исправном варианте зазор отсутствует.

  1. Рулевая рейка.

При ее поломке, на руле непременно почувствуется люфт, а также появятся посторонние звуки.

  1. ШРУС.

Знакомое многим потрескивание при повороте руля, устраняется заменой детали.

Компьютерная диагностика

Когда дело касается бортового компьютера все мы смотрим в сторону автосервисов, но стоит ли переплачивать? Имея даже знания ПК на уровне пользователя, вы сможете проверить многие системы автомобиля, включая управления двигателем. Для этого нужно всего лишь найти специальный разъем для подключения ноутбука или другого гаджета (под рулевой рейкой). Специальный адаптер для диагностики соединит ПК с бортовым компьютером, он совместим с любой моделью ВАЗ. Установив программное обеспечение (диск в комплекте к кабелю), вы получите эффективные средства для компьютерной диагностики, той самой, которую вам предлагают профессионалы.

Ниже на видео, можно получить подробную информацию об использовании и возможностях такого USB-кабеля. У меня же на этом все, до скорого!

 

Возможно, будет полезно почитать: