Компьютер в автомобиль. Комплектация и подключение. X86-PC в автомобиле Установка компьютера в машину

Для установки компьютера в автомобиль можно использовать старый неттоп или собрать недорогой HTPC. Про необходимые компоненты внутри системного блока вы можете узнать в моей статье , там все подробно написано о необходимых комплектующих.

Подбор компонентов для компьютера в машину

Материнская плата

Для установки в будущий корпус подойдет материнская плата стандарта MiniITX (размер 17×17 см). Плата таких габаритов обычно устанавливается в неттопы и ПК в корпусах miniITX. Она отлично поместится в корпусе автомобильного ПК, который будет размещаться в стандартном отсеке размера DOUBLE DIN центральной консоли вашего автомобиля.

Корпус

Для сборки ПК в автомобиль отлично подойдут корпуса компании Casetronic . По ссылке вы можете увидеть разновидности таких системных блоков. Установка возможна в 1-DIN или в 2-DIN отсеки, в зависимости от выбранного типа корпуса. Также возможно расположить системный блок за монитором. Монитор, в свою очередь будет располагаться в отсеке 2 DIN.

Монитор

Для вывода изображения подойдет 7-10 дюймовый сенсорный LCD-дисплей от компании Nanovision или Lilliput (например, Mimo UM-720F). Компактных дисплеев сейчас очень много, поэтому каждый сможет подобрать диагональ и дальнейшее крепление на свое усмотрение.

Жесткий диск

Не используйте в автомобильном компьютере обычный жесткий диск, так как при постоянной вибрации во время движения он быстро выйдет из строя. Я бы посоветовал использовать недорогой SSD-накопитель емкостью 60-120 Гбайт. Больший объем будет интересен тем пользователям, которые заложили приличный бюджет в компьютер для авто.

Операционная система

В зависимости от производительности установленного железа можно использовать Windows XP с интерфейсом Car-PC cPOS или Windows 7 c ее поддержкой сенсорных экранов. Я бы придерживался ОС Windows 7 c для HTPC.

Привод

В своем автомобильном компьютере вы можете использовать DVD-привод Slim (для ноутбуков), если он вам конечно необходим. Их ассортимент очень широк, поэтому с ним проблем не возникнет, но я считаю это устройство в автомобильном ПК нецелесообразным, по той причине, что его легко заменит флешка.

Установка материнской платы

Установите процессор в материнскую плату. Сверху закрепите кулер, не забывая нанести термопасту на процессор. Уберите все лишнее из корпуса, чтобы установка была комфортной. Установите материнскую плату в корпус, удерживая ее за кулер процессора, найдя правильное положение, под которым она войдет в корпус. После установки материнской платы подсоедините кабели питания фронтальных USB-разъемов, выход на наушники, провода светодиодных индикаторов и кнопки включения.

Установка комплектующих на материнскую плату

Для работы Windows XP (Car-PC cPOS) или Windows 7 я рекомендую установить 2 Гбайт оперативной памяти или больше. В материнской плате могут использоваться модули DDR-DIMM или компактные SO-DIMM (как в ноутбуках). Многие модели материнских плат для HTPC оснащаются модулем WLAN, вы узнаете об этом по антенне на плате. Вы сможете позднее использовать в автомобиле свой смартфон в качестве точки доступа беспроводной сети, для выхода в Интернет. Для этого есть специальные программы или такая возможность присутствует в прошивке телефона по умолчанию. Теперь установите твердотельный накопитель (SSD) в специальный разъем. Жесткий диск компьютера вы можете использовать для работы с операционной системой, а мультимедиа контент вы можете воспроизводить с флешки или внешнего HDD, которые можно подключить к USB-порту на передней панели. Подключите к нему питание и шлейф SATA.

Установка операционной системы

Для установки операционной системы на автомобильный ПК необходимо временно подключить DVD-привод или воспользоваться статьей , чтобы установить скачанный образ операционной системы на любой USB носитель и произвести установку ОС c него. Также вам понадобится клавиатура и мышь, пока вы не подключили сенсорный дисплей, так как необходимый драйвер для работы сенсора в Windows XP идет в комплекте. После того как вы настроите ОС (сенсорный дисплей, звук, видео), установите интерфейс Car-PC cPOS. С ним запускать медиафайлы и управлять компьютером очень удобно, благодаря специализации на работу с сенсорными дисплеями.

Установка корпуса и подключение

Корпус для ПК (в нашем случае — Casetronic) устанавливается в отсек DOUBLE DIN, имеющийся в большинстве современных автомобилей. Подключите кабель питания, а также необходимые аудио выходы. Если в вашу автомобильную акустическую систему не входит усилитель, то Вам потребуется дополнительный аудио усилитель (от 1000 рублей), который будет управлять автомобильной акустикой, так как компьютер не имеет своего. Его можно будет разместить в нижней части торпеды и подключить к автомобильному компьютеру или вынести за торпеду.

Помимо усилителя, вам понадобится избавиться от помех, в этом вам поможет специальный фильтр. В противном случае вы будете вынуждены наслаждаться помехами от каждого источника шума.

В случае, если на передней панели вашего автомобиля нет подходящего места для ПК, приобретите монтажный комплект для монтирования ПК в багажнике. Это вполне удобный вариант, так как для повседневного использования компьютера вам будет достаточно сенсорного дисплея.

Монтаж дисплея

Самый простой вариант размещения дисплея — это установка с помощью присоски и держателя на лобовом стекле. Недостаток такого способа крепления — дрожание монитора, находящегося в поле зрения водителя. Более прочное крепление обеспечивает поставляющийся в комплекте с дисплеем держатель, который можно закрепить на передней панели компьютера или торпеде. Также можно приобрести корпус для автомобильного ПК со встроенным дисплеем. Некоторым для установки дисплея в панель понадобится рамка 2 DIN, так как корпус ПК, в случае компактных размеров, можно вынести и за монитор.

Вариантов реализации ПК в автомобиле очень много, буду рад, если вы поделитесь своими соображениями в комментариях.

От редакции:

Это - заявка на новую рубрику. Если вы читали колонку главного редактора в этом номере, то знаете, что оно означает её название. Только что назначенный приказом по редакции ведущий рубрики - Артём Богданов. Впервые его имя-фамилия появились на наших страницах в 2006 году. Тогда - в рубрике «Своя игра». Тема - аудиосистема в ВАЗ-2111 на базе компьютера. Следующее появление было в 2008-м. Уже в рубрике «Системы». Тема - аудиосистема в Honda NSX на базе… компьютера, разумеется. Имя автора системы не изменилось, изменился статус - руководитель студии Digital Car.

Изменился и функционал системы, термин «аудио» к ней подходил уже плохо. Подходил другой - infotainment. То самое «новое слово». С тех пор прошло три года, и теперь Артём снова у нас, на этот раз - на регулярной основе. В материалах этой рубрики он будет последовательно раскрывать разные аспекты ответа на один и тот же вопрос: «Как научить автомобиль делать всё?» Ибо таково по практической сути истинное значение нового слова: всё. От музыки до «Скайпа» со всеми остановками.

Начать же серию своих публикаций Артём решил с объяснения, о чём, собственно, пойдёт речь. И почему. Впрочем, почему - мы сами знаем. Потому что XXI век кругом. И уже довольно давно…

ЦИФРОМОБИЛЬ

Винил… Причём здесь винил? Я сейчас объясню. Сладкое слово для меломана, подумал я, перебирая найденные осколки пластинки Армстронга. Пробегавший мимо младший брат только усмехнулся и «перелистнул» следующий альбом на своем карманном mp3-плеере. Вот причём…

Не секрет, что все (не побоюсь гнева «пуристов») современные носители аудио и видео записываются с использованием компьютера. Почему же и для воспроизведения не использовать тот же ПК, попутно избавившись от неудобных носителей? Не ограничивать себя ни в форматах, ни в объёмах любимых записей. Эта идея наверняка приходила хоть раз каждому читателю этих строк. Но музыка, какой бы вечной она ни была - лишь часть нашей жизни (иначе зачем бы нам понадобился автомобиль?). Отчего бы не добавить сюда навигацию, видеорегистрацию, громкую связь, почту и Интернет, которые изначально живут в компьютере, уж для них винил никто не предлагает?

Описанная мизансцена с Армстронгом и младшим братом случилась уже давно, давно же я пришёл к последовавшему за ним логическому заключению. Были попытки подружить автомобиль (какой тогда был) с компьютером (какие тогда были), одна, довольно удачная для своего времени, послужила основой для первой моей публикации в «АЗ» («Проект века», №8/2006).

Впоследствии выяснилось, что в этой идее я не одинок. Сначала был клуб любителей, позже появилась и профессиональная установочная студия автомобильных компьютеров. Лейтмотив установок такого типа - невозможного нет, предел функциональности системы определяет лишь фантазия заказчика. Однако именно этой фантазии мы дивимся до сих пор. Современный заказчик не идёт на компромиссы и желает получить максимум функций от новоприобретённой системы, при этом не готов мириться ни с какофонией, ни с посредственным изображением, ни с хаосом проводов и коробочек в багажнике. И меньше всего - с нехваткой в автомобиле каких-либо функций, возможностей или удобств, к которым он привык. Или просто о существовании которых он знает.

Что отличает CarPC от остальных головных устройств? Во-первых, конечно, специальная программа-оболочка для удобного управления пальцем. Естественно, изменяемая и настраиваемая. Во-вторых, ничем не ограниченный выбор функционального программного обеспечения.

Вот пример: самые современные (по мнению изготовителей и той части публики, которую удалось убедить) мультимедийно-навигационные головные устройства оказываются «заряжены» какой-то одной навигационной программой, реже - предлагается (о чудо!) выбор из двух.

Сейчас устойчиво работающих на территории России навигационных программ я насчитал больше десяти, с «пробками» и без, с 3D или без 3D от графики высокого разрешения до эстетики карты с пачки «Беломора». В среде CarPC заранее выбирать не надо: сразу загружаются все, пользоваться можно любой, остальные, если не понадобились, лежат себе на диске, хлеба не просят…

В-третьих, всеядность. Современная цивилизация породила безумное количество форматов хранения информации. Индустрия car audio осваивает их со скрипом, по одному в несколько лет. Начав же перечислять все форматы и носители, с которыми справится CarPC, мы рискуем выйти далеко за рамки щедро предоставленных нам в журнале страниц и наверняка откусить соседние рубрики аж по «Недамский магазин». Вот лишь самые распространённые звуковые форматы: mp3, WAV, APE, FLAC. Первый берут все «магнитолы с диском», второй - только некоторые, третий и четвёртый, высоко ценимые в наше время - ни одна. С видео - ещё пестрее. Однажды, копнув глубже установленные в системе «кодеки», нашёл кучу форматов, о которых услышал впервые. Всего около 400. Надо? Будет… При этом воспроизведение разных форматов не означает смену носителей или переключение настроек с пультов. Всего одно нажатие на сенсорном экране.

Уникальная черта CarPC - неограниченная, тотальная совместимость с любой периферией. Флэшки, переносные жёсткие диски, Bluetooth, Wi-Fi-адаптеры, модемы для доступа к Интернету, ТВ-тюнеры, камеры, диагностические адаптеры, джойстики, клавиатуры и даже принтеры или кассовые аппараты - подключаются по USB и… работают, не задавая лишних вопросов.

Многие именитые бренды ещё издалека заприметили заманчивое направление автомобильных компьютеров, и, думаю, именно универсальность и поголовная совместимость всего со всем их вскоре отпугнула, и направления CarPC оказались свёрнуты.

Именно они укоренили у нас в головах аксиому «хороший мультимедиа-комбайн не может быть дёшевым». А каждая дополнительная функция должна непременно влетать в копеечку и не иметь альтернативных вариантов реализации. Только дорогой переходник или нави-блок с тем же лейблом, что и «голова». Когда-то такую игру затеяли с CD-чейнджерами, и, полагаю, именно в силу этого чейнджеры сначала перестали развиваться, а потом и вовсе ушли со сцены. На несколько лет раньше, чем могли бы…

Компьютер в силу массовости получил неоспоримые преимущества перед потенциальными конкурентами: привычность и понятность интерфейса, безграничная функциональность и… цена. Обратная сторона массовости. Практика показала: собирая комплект самостоятельно, за сумму в 1000 поездок в метро можно получить расширяемый в дальнейшем информационно-развлекательный комбайн с доступом к Интернету и всеми офисными приложениями. То самое infotainment…

Какие задачи приходится (вернее - придётся, все там будут, я ни на секунду не сомневаюсь) решать в ходе интеграции многофункционального компьютерного комплекса в автомобиль? Позже о подробностях и подводных камнях каждой мы будем говорить отдельно, сейчас - в общих чертах.

На одном из первых мест по важности - органично и эргономично (теперь уже широко распространённые понятия) внедрить главную деталь системы - сенсорный экран. Здесь уже начинают появляться готовые решения Plug & Play: консоли, козырьки и переходные рамки и даже 2DIN-варианты.

А почему не ноутбук или планшетный компьютер? - спросите вы.

Разбитое стекло или раскуроченный замок, - скажу я вам. - Может, кому-то это нравится. Большинству - не очень. Контрольный эксперимент (за ваш счёт): кладём iPhone на торпедо и отходим на расстояние 100 метров.

Да и без этого бесчеловечного опыта ясно: куда удобнее и приятнее, когда заводишь машину, и через несколько секунд система самостоятельно запускается и уже приветствует тебя приятным глазу интерфейсом. Никаких проводов, разъёмов, зарядок, «прикуривателей» и кнопок включения. И никаких карточек постоянного покупателя магазина «Мир автостекла».

Ведь несомненный плюс грамотно интегрированной системы - полностью «штатный» дизайн. Прочувствуйте идею: никаких светящихся кнопочек, лейблов и съёмных панелек - только экран на панели, как будто прописанный там с завода или как минимум вросший монолитом в центральную консоль, не вызовет у воришек ни единой мысли поживиться породистым дивайсом. В этом виде это и не дивайс даже, а деталь…

Пришли мы к самому интересному для немалой части читателей, приверженных вечным ценностям. А как звучит «цифромобиль»? Как правило, уже в базовой версии всех систем, основанных на Car PC, есть встроенная 24-битная звуковая карта. Некоторой части пользователей этого оказывается достаточно. Если недостаточно - не беда, с этой картой никто в загсе не расписывался. ЦАПы Texas Instruments и Burr-Brown, устанавливаемые во внешние «саундбластеры» - это уже что-то. Многочисленные эксперименты показали: на CarPC можно сделать высококлассную аудиофильскую систему, не говоря уже о мультимедийных - сложных, кинотеатральных, с объёмным звуком. Но, несмотря на функциональность звуковых карт, интереснее всего выглядит связка компьютера и внешнего специализированного звукового процессора с помощью цифровой шины SPDIF (оптика или коаксиал). Такая схема позволяет «разгрузить» центральный процессор от «тонких материй» звука. При всей приверженности нашего «клуба» компьютерным технологиям и составляющим надо признать: наилучшие результаты достигаются именно на этом пути, так что традиционные производители car audio даже при тотальном переходе на CarPC не останутся не у дел. Имеются в виду, разумеется, наиболее прогрессивные из них. При этом, между прочим, иной раз в системе устанавливается завидная, недостижимая в традиционных системах гармония и взаимопонимание компонентов, когда процессор (например, Audison bit one, очень удачно вписывающийся в архитектуру infotainment-системы) настраивается со «своего», бортового компьютера.

Другая задача - управление (в простейшем случае - пополнение) медиатекой в автомобильном компьютере решается проще и удобнее, чем в любой иной среде. Элементарное, на грани примитива решение - таскать с собой флэшки, но это уже не в ногу со временем, если можно синхронизироваться с домашней коллекцией Wi-Fi в практически «беспилотном» режиме.

Немаловажная особенность полноценного автомобильного компьютера - возможность поэтапного частичного апгрейда. Не хватает пятисот гигабайт для повзрослевшей музыкальной коллекции? Поставьте диск на пару терабайт. На первое время хватит, а там видно будет. Хочется подключить несколько камер видеорегистрации? Сколько ставить в штуках? Процессор помощнее - пожалуйста, газосварочные работы не потребуются. Собрались покорять на машине Якутию и Сахару в одну навигацию? Твердотельный жёсткий диск вам в помощь - ни нагрева, ни движущихся частей.

Современные автопроизводители «поют» в унисон с производителями дорогих магнитол: цифровые шины - у каждого свои, протоколы - уникальны. Здесь установщикам допоборудования как бы наступают на ногу. И «цифромобиль» в такой ситуации - одно из универсальных средств избежать коллизии желания и возможностей. Немногие развивают согласующую периферию для CarPC, но уже сейчас есть несколько адаптеров, в частности, к штатным мониторам Audi, Lexus, Toyota. Нередки прецеденты изъятия штатных мониторов и установки на их место новых, сенсорных, компьютерных (VGA/HDMI), высокого разрешения, с выводом на них бортовой информации.

С тех пор как я завел свой первый «цифромобиль», прошло уже семь лет. С машинами были и встречи, и расставания. Объединяло их одно - во всех стояли автомобильные компьютеры. В этом мои вкусы точно не изменились. И с каждой нашей следующей встречей ваши станут ближе к моим, я уверен…

Интегральное решение студии для автомобилей VW

Не звуком единым… CarPC может вести диагностику автомобиля в простом режиме…

…может - в продвинутом…

…или специальном, например - мониторить работу релейного блока

Эквалайзер можно организовать и программными средствами CarPC, но мы пришли к выводу, что внешний процессор - лучше

«Новое слово» может появиться в машине россыпью отдельных блоков…

…среди которых всё равно есть главный, системный

Что если своего дисплея в машине нет? Вот пример: Toyota LC 100 до того, как побывала у нас, и после

Примеры infotainment-систем в разных машинах: Landrover Discovery 3 с крупным потолочным монитором у водителя

Монитор ещё больше, но у пассажира Mercedes S500

Volvo XC90, экран - в «домике»

Тоже экран, тоже домик, но машина - IS 250 (марку не помню)

Subaru Tribeca. Здесь домик не нужен

Проникновение CarPC во внутренний мир автомобиля: дисплей комбинации приборов VW Golf




Варианты реализации «продвинутого» дисплея для работы с CarPC

Навигационных систем существует больше, чем помещается на заглавном экране режима навигации. От трёхмерной графики до «пачки «Беломора»

Спектр периферии ограничен лишь фантазией (а значит - ничем). От клавиатуры до аналоговых регуляторов

Неограниченную свободу предоставляют программные оболочки. Нравятся «Окна 7» - пожалуйста. Не нравятся - тоже пожалуйста…

Приветствую хабрасообщество. Сегодня я хотел бы затронуть тему PC-x86 в автомобиле. Эта сфера очень невнятно отображена в этом блоге, если не считать автомобильных подставок под ноутбуки.
Далее под катом десяток фотографий подперчённых текстом. Гики-автолюбители, вам будет интересно.

Автомобиль

Ford Transit пред-последней модели, выпускаемой с 2000 по 2006 год включительно. Средняя база и высота, 2 сдвижные двери по бокам. Изначально 3 местный(аля Газель?))), однако был переделан. Половина грузовой части авто было решено огородить в пользу увеличения салона. Таким образом, удалось установить еще один ряд сиденьев. (родные фордовские «табуретки» тоже сняли, все сиденья BMW с подогревом) В салоне просторно, хоть на голове стой, в тоже время «багажник» очень вместительный. 🙂

Не вдаваясь в подробности, весь салон обработан термо-звуко-изоляцией, обит толстой фанерой, после чего обтянут автомобильным карпетом.

PC

Выбор комплектующих не был сложной задачей. Конечно это модная сейчас связка Intel Atom+i945. Причин такого выбора много. Возможность установки в небольшой корпус, не смотря на это, исключены проблемы охлаждения, небольшая цена и, в то же время, почти все компоненты включены в 50-100$. Волновались насчет производительности… и напрасно, всё быстро загружается и бегает, смотреть FullHD в пробках не было в планах. 😉

  • HDD - само собой, только ноутбучный 2.5’, насчет SSD - пока слишком дороги.
  • RAM - 1Гб, вполне достаточно. Больше - слишком долгое включение после hibernate. Меньше - явно не достаточно для полноценной комфортной работы CarPC.
  • DVD-привод - обычный ноутбучный(NEC).

Все комплектующие аккуратно установлены в Mini-ITX корпус Modecom FEEL 102, прикручен 1 небольшой куллер, запускаемый в пол-мощности.

Эта небольшая коробочка располагается под сиденьем штурмана. 🙂

*в скором времени корпус подлежит замене, хочется 2 HDD, привод в «бардачок», залепить все отверстия пыле-фильтрами и прочие мелкие вкусняшки.

POWER

Питание обеспечивается штатным БП внутри корпуса, допустимый вольтаж на входе 7-14 вольт. Питается напрямую от аккумулятора через диод(-1 вольт). Вкл. - не фиксированной кнопкой, выкл. - либо той же кнопкой, либо АСС автомобиля с задержкой в две минуты. (любое реле времени)

FRONT LCD

Выбор был не велик. Либо китайский, собранный на коленке, NONAME, либо китайский Mystery хоть с какой то гарантией производителя. Дисплей моторизованный, сам собирается в автомобильный 0.5DIN. На входе - RCA, VGA, S-Video, ТВ-тюнер отдельным выносным блоком. Из выходов - usb для подключения к pc (работа тач-скрина). Сенсорный, резисторный, чувствительность приемлемая, регулируется в сервис-меню.


Mystery MMT-8120


USB на панели.

REAR LCD

Обычный жк-монитор 17 дюймов, вмонтированный в потолок. Вполне комфортно смотреть HouseM.D., когда есть свободное время в машине.

Правда в то время не нашлось монитора с питанием 12V, поэтому пришлось приобрести дешёвый инвертор с 12 на 220V, да и в дальней дороге 220V не помешают.

Управление

Управляться с тач-скрином вполне удобно, но не когда ты сидишь за рулём. На помощь пришёл 3d-джойстик от Logitech. Как обычно, эта марка радует. Очень качественно, приятные материалы. Не смотря на совсем уж необычное использование джойстика, пользоваться оказалось очень удобно. Ложных срабатываний нет, калибруется и настраивается легко.

*подлокотник надо бы обтянуть кожей.

Звук

Совсем недавно подвергся доработке. Оказывается на выбранной материнской плате есть пиновый цифровой выход, приятный сюрприз. Сразу же был заказан усилитель Chalenger (кстати говоря, был разработан в России), который имеет на своём борту цифровой коаксиальный и оптический входы с аппаратным декодером 5.1. Сказать, что звук стал лучше - ничего не сказать. Это надо слышать. HDD сразу же показался маленьким благодаря увесистому flac.

Сабвуфер 18 дюймов, корпусом для которого служит «багажник», по совместительству камера для пыток(см. 2 фото).


Стойки с ВЧ-динамиками.

ПО

WindowsXP + Centrafuse. На данный момент найти что нибудь лучше сложно. Связка стабильна, вполне неплохой интерфейс.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что в будущем, я не удивлюсь, если увижу x86-PC формата 1-2DIN уже с дисплеем, тач-скрином, которые можно так же легко встроить в стандартное отверстие в авто, как и обычную автомагнитолу сейчас. Нет, я не говорю, что это прямое продолжение ветки развития автомобильных плееров, всё таки требуется много настроек, допиливания, не говоря уже о поддержке, что неприемлемо для крупного рынка. Возможно будущее за определённого рода embedded-системами, работающими из коробки.

Не смотря на это, уже сейчас можно попробовать использовать PC как автомагнитолу, GPS-авто-навигатор, не говоря уже о системе видео-наблюдения(простые web-камеры вполне подойдут), мониторинга и контроля двигателя и прочих вещах, о которых мы могли только мечтать при использовании стандартных методов.

Всем спасибо за внимание. Вы хорошая публика, раз дочитали до конца.

Что мы знаем про автомобильные компьютеры? Они позволяют воспроизводить MP3 и фильмы, а также осуществляют GPS-навигацию. И встречаются, как многие полагают, в дорогих машинах богатых и знатных людей. Но если приложить немного усилий, то можно собрать собственный автомобильный компьютер.

За последние три года лаборатория THG собрала уже три автокомпьютера, так что мы можем оценить прогресс технологий. В 2003 году у нас под рукой не было готового или доступного блока питания, поэтому тогда пришлось прибегнуть к помощи ноутбука и преобразователя напряжения, который работал через прикуриватель. Мы настроили уход компьютера в режим сна при выключении питания, а также пробуждение при включении. Для воспроизведения музыки мы использовали Windows Media Player, но этот вариант оказался не идеальным.

С момента сборки первого автокомпьютера технологии не стояли на месте. Сегодня на рынке можно встретить разные программные и аппаратные решения, которые прекрасно подойдут для автомобильного ПК.

Второй автокомпьютер

Впрочем, уже второй компьютер оказался намного удачнее. Для него мы взяли материнскую плату VIA M10000 с интегрированным 1-ГГц процессором C3, блоком питания M1-ATX и 7" сенсорным экраном tView. Мы хотели сделать съёмный компьютер, чтобы его можно было легко и быстро доставать из "бардачка" и брать с собой, поэтому изготовили корпус самостоятельно из оргстекла. Для питания компьютера и экрана мы использовали 9-контактную вилку Molex, сделав разъём стыкуемым, чтобы компьютер можно было легко доставать из отсека. Экран мы установили в приборную доску вместо двух вентиляционных отверстий. Слева и справа от экрана вырезали небольшие щели, чтобы вентиляция всё же работала.

Это был второй автокомпьютер, мы уже обладали определённым опытом, но на доводку всё равно ушёл месяц. Но это того стоило! Мы получили все функции автокомпьютера, от навигации до воспроизведения MP3 и других форматов. Конечно, можно вполне обойтись GPS-навигатором или MP3-плеером, но автокомпьютер универсален и, что более важно, выглядит намного "круче". Система без проблем работала примерно полтора года, пока мы не продали машину вместе с автокомпьютером. Будем надеяться, что у нового владельца всё по-прежнему работает.

Следующей в нашем гараже появилась машина Volkswagen Golf GTI 1.8T, которую мы купили "с нуля". К данному моменту мы посчитали себя уже аксакалами в деле создания автомобильных компьютеров и решили всё тщательно продумать и спланировать.

Мы начали с установки критериев, которым должен соответствовать наш автомобильный компьютер. А именно.

  • Выглядеть как готовое заводское решение и вписываться в приборную панель.
  • Мы не хотели проводить с машиной какие-либо модификации. То есть решили обойтись без сверления, вырезания и т.д. и не делать ничего, что могло лишить нас гарантии.
  • Компьютер должен использовать установленные на заводе колонки и усилитель, но не автомагнитолу.
  • 7" сенсорный ЖК-экран должен вмещаться в приборную панель.
  • Все провода должны быть скрыты.
  • Компьютер должен управлять ХM-магнитолой машины.
  • У автокомпьютера должен быть слот PCMCIA для выхода в Интернет через мобильный телефон.
  • Корпус должен быть такого же размера, что и стандартные заводские автомагнитолы.

С подобным списком критериев мы сразу же поняли, что придётся очень аккуратно отнестись к планированию. Конечно, если мы намерены уложиться во временные и денежные рамки проекта: $1400 и одна неделя.

Мы начали с измерения расстояний, чтобы грамотно проложить провода:

  • питание компьютера;
  • сигнал зажигания (говорит компьютеру, когда следует включаться);
  • два USB-кабеля;
  • питание ЖК-дисплея;
  • VGA-кабель с тройным экранированием для подключения ЖК-дисплея.

Суммарная длина кабелей составила около шести метров. Мы предусмотрели также и дополнительную изоляцию проводов, защищающую от излома. Из собственного опыта: в нашей старой машине провод под ковриком переломился. Поэтому в новой сборке мы не хотели бы подобных неприятностей.


Мы "одели" провода в дополнительный слой изоляции.

Для нашей системы мы взяли следующие комплектующие:

  • материнская плата VIA EPIA MII10000 Mini-ITX;
  • 512 Мбайт памяти;
  • автомобильный блок питания M1-ATX 90 Вт;
  • 2,5" 80-Гбайт жёсткий диск Western Digital WD800 Scorpio на 5400 об/мин;
  • привод Panasonic DVD-ROM/CD-RW Combo CW-8124-B (24x24x24) с щелевой загрузкой;
  • 7" сенсорный VGA-экран Lilliput 619GL-70NP.

Мы использовали следующее программное обеспечение:

  • Windows XP Professional;
  • Street Deck.

Как вы понимаете, всё "железо" нужно запаковать в очень компактный корпус, шириной около 18 см, глубиной около 25 см и высотой около 5 см. Из-за малого объёма корпуса все подключения периферии пришлось делать внутри его, а не через внешние порты, как у обычного ПК. На иллюстрации ниже показан установленный в машину компьютер, а также и закрытый панелью вариант


Установленный в машину компьютер.


Компьютер, закрытый панелью.

Нам подошла материнская плата VIA EPIA MII10000: она очень компактная (43 см²) и у неё есть слот PCMCIA. Кстати, на момент сборки это была единственная плата с таким размером и слотом PCMCIA!

M1-ATX оказался идеальным вариантом блока питания: он давал мощность 90 Вт и содержал встроенный контроллер включения/выключения. При цене $75 перед нами самый дешёвый блок питания, и у него есть очень полезная для машины функция: мониторинг напряжения. Поскольку компьютер всегда будет находиться в режиме ожидания (для быстрого запуска), он будет постоянно потреблять немного энергии.

Благодаря мониторингу напряжения систему можно смело оставлять в режиме ожидания: как только заряд аккумулятора упадёт ниже безопасного уровня, компьютер автоматически выключится до тех пор, пока уровень заряда не восстановится. Блок питания M1-ATX имеет ширину 16 см, глубину 4,5 см и высоту около 2,5 см. Режимами работы блока питания можно управлять с помощью четырёх перемычек.


Контроллер и перемычки выставления режимов блока питания.

Использование 2,5" мобильного жёсткого диска даёт множество преимуществ, в частности, сниженную чувствительность к вибрации и ямкам на дороге. По информации популярного сайта MP3car.com, если вы будете использовать стандартный 3,5" жёсткий диск, то он, скорее всего, выйдет из строя через 6-12 месяцев из-за чрезмерной вибрации и тряски. Кроме того, 3,5" жёсткий диск потребляет слишком много энергии, и блок питания M1-ATX может не справиться с повышенной нагрузкой.

В качестве оптического привода мы взяли модель Panasonic DVD-ROM/CD-RW Combo с щелевой загрузкой, которая показалась нам наиболее интересной.

Все эти четыре элемента нам пришлось умещать в компактном корпусе, который мы вырезали из пластика в ближайшей мастерской. За оргстекло и клей нам пришлось заплатить около $15. Поскольку акриловые панели были вырезаны в мастерской, нам осталось лишь склеить их и просверлить отверстия в нижней части для проводов.

ЖК-экран мы смонтировали на место расположения штатной автомагнитолы. Мы извлекли её, провели точные измерения, после чего аккуратно вырезали из оргстекла кусок, соответствующий отверстию в приборной панели. Экран прекрасно вписался и стал выглядеть так, будто его установили на заводе.

Затем мы прикрепили к другим частям панели "ушки" с резьбой, дабы можно было при необходимости легко снять ЖК-дисплей.

Наконец, мы сняли переднюю рамку дисплея, после чего приклеили его к куску оргстекла. Чтобы оргстекло и панель автомобиля выглядели как единое целое, мы использовали наполнитель Bondo. Конечно, наполнитель пришлось ещё полировать и красить.


Наполнитель Bondo (розовый) позволил придать панели соответствующий вид и форму.

ЖК-монитор на месте.

Все провода прокладывались со стороны водителя. Чтобы скрыть их, нам пришлось снимать части приборной панели и другие элементы. Затем мы проложили провода рядом с другими кабелями, установленными ещё на заводе. После возвращения панелей на место от клубка проводов не осталось и следа. Всё выглядело красиво и чисто.


Мешанина проводов в машине.


Которая теперь исчезла.


Кабель, идущий к компьютеру в "бардачке".


Мы стянули лишний кабель на всякий случай.

Чтобы получить питание без обрезания существующих линий, мы установили предохранитель на 10 А для линии +12 В и взяли линию зажигания.


Подключение питания.


Предохранители вблизи.

"Землю" мы взяли там, где и полагается, под рулём.


Отсюда мы взяли "землю".

В большинстве автомобилей вместе с автокомпьютером приходится использовать отдельный усилитель на два или четыре канала. Есть и другой вариант: оставить автомагнитолу с линейным входом, к которому и подключить компьютер. В нашем автомобиле была установлена звуковая система Monsoon, к которой мы и подключились.

Примечание: следующее верно только для машин со звуковой системой Monsoon.

Чтобы включить усилитель, необходимо подать 5-6 В напряжения на отрицательную звуковую линию. Поскольку в мини-джеке звукового кабеля отрицательный контакт всё равно общий, мы соединили вместе отрицательные входные линии усилителя Monsoon. Но чтобы задействовать встроенный в машину усилитель, нам пришлось сделать небольшой входной модуль.


Входной модуль для усилителя Monsoon.


Входной модуль в открытом состоянии.

В состав модуля вошли два ключевых элемента.

1. Стабилизатор напряжения на 5-6 В (см. иллюстрацию ниже). Мы использовали 5-В стабилизатор Radio Shack 7805 (#276-1770) стоимостью $1,59.


Стабилизатор напряжения.

2. Изолирующий контур Ground Loop Isolator (GLI) (см. иллюстрацию ниже). Мы использовали Radio Shack GLI (#270-054) стоимостью $16,99.


Ground loop isolator.

Изолирующий контур служит двум целям. Во-первых, вы же не хотите, чтобы прямой ток напряжением 5-6 В поступал обратно на источник звука (звуковую карту), поэтому GLI изолирует звуковую карту от напряжения. Во-вторых, GLI фильтрует различные шумы (скажем, от зажигания), так что звук будет всегда чистый. Схема подключения звуковой системы Monsoon показана ниже.


Схема подключения звуковой системы Monsoon.

Теперь, когда мы собрали систему подачи 5 В, можно подключать её к усилителю Monsoon. Конечно, усилитель Monsoon не оснащён разъёмами "тюльпан". В нашем автомобиле вообще использовались специальные разъёмы: те же самые, что применяются в блоке управления двигателем нашего "Фольксвагена". Найдя номера запчастей, мы заказали их у дилера. Пришлось выложить около $25 за следующие детали.

  • 1 штука 1J0-962-624-A. Серый разъём без проводов.
  • 6 штук 000-979-131. Провод с контактами "мама", вставляющийся в разъём. Потребовалось только 4 штуки.

Питание мы взяли от 12-В 4-контактной вилки Molex. Следует помнить, что "землю" нужно подключать всегда , иначе усилитель не выключится, а ваш аккумулятор высадится за несколько часов.

Теперь, когда мы позаботились об усилителе, позвольте подключить магнитолу XM к последовательному порту (COM) компьютера.

Когда XM анонсировала XMPCR, то сразу же решила проблемы пользователей автомобильных ПК, касающиеся прослушивания станций XM. К сожалению, устройства XMPCR быстро исчезли из продажи, так как слушатель с навыками программирования мог включить запись музыки, вещаемой по радио, в формат MP3 - вместе со всеми тэгами. После жалобы RIAA устройство исчезло из продажи в течение суток.

Так как же можно управлять блоком XM? На сайте iHacked.com можно познакомиться с тем, как сделать подключение XM к компьютеру через последовательный порт. Да, придётся поработать руками, но это того стоит.

Вам понадобятся следующие комплектующие:

  • 8-контактный кабель Mini-DIN (он используется у старых принтеров Mac);
  • разъём "мама" DB9 с кожухом;
  • 4-контактный разъём Molex;
  • красные и чёрные провода.

Понадобятся следующие инструменты:

  • цифровой вольтметр;
  • припой и паяльник;
  • отвёртка.

Раскладка контактов кабеля с 8-контактного разъёма Mini-DIN на DB9

Ножка 1 - ножка 3 - приём данных
Ножка 2 - ножка 2 - передача данных
Ножка 3 - ножка 5 - "земля"
Ножка 6 - 12 В
Ножка 7 - 12 В
Ножка 8 - "земля"


Кабель XM Commander с сайта I-hacked.com.


Раскладка контактов.

Теперь, когда всё готово, нужно озаботиться интерфейсом и управлением.

Интерфейс автокомпьютера

На сайте MP3car.com, а именно в форуме Software & Software Development , можно обнаружить немало интерфейсов (front end), разработанных как пользователями, так и компаниями.

Наверное, у вас возник вопрос, почему для управления нельзя использовать Windows XP? Ответ прост: Windows была разработана с учётом экранов с большим разрешением, да и поддержка сенсорных экранов в ней сделана не слишком хорошо. Спросите сами у пользователей Windows XP на планшетных ПК. Наконец, охота ли вам возиться с Explorer во время езды по трассе?

Поэтому для автомобильного ПК лучше взять специальный интерфейс, поддерживающий сенсорные экраны, с большими клавишами и простой структурой меню. Поскольку у автокомпьютера нет клавиатуры, то в интерфейсе должна присутствовать экранная клавиатура для ввода навигационной информации и каких-либо настроек.

Некоторые интерфейсы обладают возможностью управления магнитолой XM. Есть даже интерфейсы, которые запрещают воспроизводить DVD, если автомобиль двигается выше предписанной скорости (используя сигнал GPS-приёмника или соответствующий кабель). Возможности навигации тоже встроены в большинство интерфейсов, есть и возможность использования модулей сторонних разработчиков. Наконец, не мешает найти скин, соответствующий стилю приборной панели вашего автомобиля.

Мы взяли платный интерфейс Street Deck , созданный владельцами MP3car.com. Он интуитивный и очень простой в использовании. Интерфейс прост и понятен - на экране практически отсутствуют клавиши. Вместо них используются жесты. Например, для включения спутникового радио достаточно начертить пальцем на экране большую букву "S", а для навигации - букву "N". Жестами можно управлять и мультимедийными функциями. Например, если провести пальцем линию с левого края экрана до правого, то можно пропустить дорожку или переключить радиостанцию. Вертикальная линия останавливает музыку и т.д. Если нужно, можно настроить жесты под ваши персональные предпочтения.

Для навигации Street Deck использует данные Microsoft MapPoint, причём поддерживается и голосовое управление. На экране навигации можно как ввести адрес, так и выбрать точку на карте. Определённый адрес можно сделать домашним для облегчения навигации. Тогда достаточно будет начертить пальцем букву "H" и вы вернётесь к указанному месту.

Заключение

Сборка автомобильного ПК, как нам кажется, является одним из самых интересных и увлекательных занятий. Да и результат хорош: получить в машину компьютер, который отнюдь не выглядит таковым (за исключением дисплея), но выполняет все привычные компьютерные функции. Надеемся, наша статья смогла "зажечь" ваш энтузиазм.

Ну и совет напоследок: если вы ведёте машину, не отвлекайтесь на просмотр DVD или на что-либо другое. Безопасность должна быть на первом месте!

Существенно повысить уровень оснащения автомобиля поможет компьютер. Большие возможности компьютера делают время провождения водителя и пассажиров разнообразным и интересным . Но какой компьютер лучше всего установить в машину? Давайте капитально рассмотрим этот вопрос.

У большинства людей, которые слышат фразу "" создается впечатление о большой штуковине, которая находится, где то в багажнике. Но на самом деле это давно уже не так! :)

Какие компьютеры можно установить в автомобиль?
Рассматривая каждый вариант будем затрагивать:

  1. Установка компьютера в автомобиль
  2. Питание и время автономной работы компьютера
  3. Возможности компьютера
  4. Отрицательные моменты
Остановимся на каждом из возможных вариантов:

Домашний персональный компьютер в автомобиль

Самый старый вариант установки компьютера в авто - это установка обычного системного блока и ЖК монитора (с TouchScreen).

Установка персонального компьютера в машину - это не простое мероприятие.

  • Для начала нужно собрать или купить компьютер в небольшом корпусе. Чем меньше - тем лучше.
  • Далее нужно определиться с местом установки системного блока. (в багажник, под сиденья и т.д.).
  • Далее выбор и покупка TouchScreen монитора. (если Вы решили установить простой ЖК монитор, тогда не забудьте о подключении клавиатуры и мышки:))
  • Затем нужно установить монитор в заранее выбранное место.
  • И последний этап - это подключение системного блока и монитора. Все!

Для включения такого компьютера в автомобиле Вам понадобится дополнительно установить инвентор необходимой мощности.
Т.к. у ПК нет своей батареи, то работать он будет только от генератора и АКБ автомобиля.

Пример, : материнская плата ASRock E350M1 -AMD A50M, интегрированный процессор AMD E-350 (2 ядра), интегрированное видео AMD Radeon HD 6310 (VGA+DVI+HDMI, поддержка DirectX 11), 2xDDR3-1066. Винчестер 320 GB, Hitachi HTS545032A7E380, монитор noname.

Системный блок размещен под сиденьем водителя, но при желании его можно установить и в багажнике автомобиля .

Возможности персонального компьютера огромны ! Если подключить все необходимые дополнительные модули (GPS, Bluetooth, WiFi и т.д.), то это будет универсальное устройство, которое исполнит любую Вашу прихоть!

На ряду с большими возможностями персонального компьютера имеются и огромные минусы:

  • Негативное влияние морозов и вибраций на жесткий диск и другие комплектующие ПК
  • Отсутствие собственного источника питания (аккумулятора) не дает возможности долго работать ПК при выключенном автомобиле.
  • Сложная установка
  • Большая цена всего комплекта (системный блок, монитор, дополнительные модули)
Вывод: Этот вариант установки компьютера уже устарел. Кроме того он не практичный. Мне он не подходит.

Ноутбук в автомобиль

Установить ноутбук в автомобиль конечно можно. Сделать какую нибудь специальную подставку, либо найти держатель для ноутбука в магазине.
Да и подключить ноутбук к машине труда не составит. Просто вставляете разъем в нужное гнездо (зарядка ноутбука, аудио кабель, разъем для диагностики автомобиля и т.д.)

У ноутбуков есть не только своя батарей, которая может поддерживать работу ноутбука несколько часов, но так же продаются специализированные зарядные устройства для ноутбуков от прикуривателя.

Возможности ноутбука такие же больше, как у возможности ПК. Установив нужные Вам дополнительные модули, которых нет изначально (к примеру GPS) можно наслаждаться всем чем душа вздумает:) А если Ваш ноутбук достаточно мощный , то и поиграть в игрушки!

Какие же минусы использования ноутбука в машине:

  • Главный отрицательный момент использования ноутбука в автомобиле это его размеры. За счет размеров вместе с клавиатурой, использовать ноутбук в машине крайне не удобно. Если пассажир еще может взять ноутбук к себе на коленки на время поездки и поработать за ним, то смотреть совместно фильм или подключать к нему музыку или пользоваться GPS будет не удобно. Ноутбук будет перегораживать обзор водителю и сделает недосягаемым панель приборов торпеды.
  • Негативное влияние вибраций на жесткий диск . Производители ноутбуков уверяют, что жесткие диски ноутбуков приспособлены к дороге, но какие дороги они имеют ввиду, европейские или русские:) ? По этой же причине я не рассматриваю мини PC или неттопы и прочие ПК с жесткими дисками.
Вывод: Этот вариант компьютера в автомобиль мне не подошел в большей степени из за габаритов ноутбука и трудностью его установки в машину.

Пример использования ноутбука в автомобиле

Установка нетбука в автомобиль

Хороший пример, как в ВАЗ 2110 установить нетбук .
Нетбук фирмы Acer был сломан (без экрана), поэтому потребовалось купить сенсорный монитор (выдвижной Prolodgy PCM 750t). Также потребовался активный USB хаб, bluetooth, модуль GPS, USB модем МТС, удлинитель для VGA входа монитора и USB удлинитель.

Установить монитор в дефлектор получилось после того, как распилил решетку, в итоге была вставлена декоративная сеточка . Также потребовалось перенести кнопку обогрева заднего стекла.

Для работы нетбука установлен инвертор . Теперь компьютер работает от батарейки, а когда двигатель запущен - от сети автомобиля.

Компьютер CarPC

Car PC - это ПК на базе Windows или Linux, который специально сделан для автомобиля.
Он представляет собой собранный компьютер вместе с TouchScreen монитором в мини корпусе размерами 1din или 2din.
То есть по сути, это и есть настоящий ПК, что и дома, только установленный у Вас в панель автомобиля.
Цены на CarPC меняются в зависимости от комплектации. Самый простой вариант обойдется Вам в 15-18тыс.р. А самый продвинутый больше 30тыс.р.

Установить CarPC в панель автомобиля в принципе не сложно. Освобождаете слот в панели и подключаете по инструкции все разъемы в тыльную панель компьютера.

CarPC не имеет своей батареи, поэтому питается только от сети автомобиля. Причем для этого в комплекте с CarPC должен идти специальный блок питания. Часто встречается, что в дешевых CarPC этого блока в комплекте нет и приходится его покупать отдельно.

Возможности CarPC напрямую зависят от комплектующего. Но в любом случае возможностей очень много, и не исключается подключение дополнительный модулей.

В отличии от ноутбуков и ПК на CarPC данные хранится на флэш носителях, которые устойчивы к морозу и к вибрациям, но минусы у CarPC все же есть:

  • Первый минус - это большая цена. 18тыс.р. за самый дешевый вариант это слишком дорого, тем более для русской машины.
  • Второй минус не значительный - установка в 2din слот не представляется возможным, т.к. у ВАЗ 2110 свободен только 1din из под магнитолы (иначе нужно перемещать БСК, чтобы получить 2din слот). И если использовать 1din слот с выкидным монитором, то он будет закрывать часть панели или дефлектор. Такие ПК нужно размещать в иномарках в которых уже 2din слот предусмотрен под магнитолу изначально.
Вывод: Дорого, установка только внутри панели, что меня не устраивает.

CarPC в ВАЗ 2112

Карманный компьютер (КПК) или планшет в автомобиль

Если КПК появились уже давно, то планшеты это относительно новое устройство.
На самом деле планшет - это тот же КПК, разница только в размере экрана.
КПК - это устройства на базе Windows Mobile(WM) или Andriod с размером экрана до 5 дюймов.
Планшеты - это устройства на базе WM, Andriod и в последнее время Windows XP (Vista,7) с размером экрана от 5 дюймов и выше.

Установить планшет в автомобиль можно 2мя способами:
  1. Встроить в панель
  2. С помощью держателя (причем крепить можно как впереди на панели, так и на подголовнике водителя для задних пассажиров)
У планшетов, как и у КПК есть свои батареи которые позволяют им работать достаточно большое время.
Так же имеется возможность подключить зарядку от прикуривателя.

Возможности планшетов на базе WM и Android немного меньше чем у ПК на базе Windows XP (7, Vista) и связано это не только с возможностями самих операционных систем, но и с производительностью. Однако существуют планшеты с ОС Windows 7, которые по возможностям находятся почти на равных уровнях с домашними ПК.

Давайте рассмотрим более подробно на что способен планшет.
В чем домашний ПК превосходит планшеты?
В производительности. Планшеты из за своей мобильности не могут иметь мощные комплектующие (видеокарты, процессоры и т.д.). Поэтому планшет не позволит вам выполнять операции связанные с производительностью (например, поиграть в игру с хорошей графикой или работать в большой ресурсоемкой программе).

В чем выигрывает планшет перед ПК?
В мобильности. Планшет за счет своих небольших размеров очень мобильный. Его можно установить в автомобиль в удобное для Вас место. Планшет можно взять взять с собой без суеты и сборов (установить на время поездки в автомобиль, взять в гости или на работу и т.д.). В отличии от того же ноутбука его можно положить даже в дамскую сумочку и он не будет мешаться.

Планшеты могут многое, я даже не смогу озвучить всех возможностей:)

  1. Воспроизводить видео (даже в HD качестве)
  2. Воспроизводить музыку
  3. Быть GPS навигатором
  4. Быть видеорегистратором
  5. Запускать игры (кроме ресурсоемких)
  6. Интернет серфинг с помощью WiFi, Ethernet или GSM модемов (а от сюда все вытекающие, от радио, до просмотра ТВ)
  7. Использовать внешние устройства (Флэшки, принтера, картридеры и пр.)
  8. Можно подключить клавиатуру и мышку
  9. Транслировать изображение на телевизор через (к примеру через HDMI)
  10. Подкобчаться к автомобилю по ODB через Bluetooth (считывать ошибки двигателя, получать данные работы двигателя и т.д.)
  11. и прочее..
Чтобы выбрать планшет , Вы должны определиться, что Вы хотите получить. И отталкиваясь от этого подбирать планшет нужной комплектации, размеров и ценовой категории.

Определившись, что мне нужно от компьютера в машине я купил планшет FlyTouch 3 .

За скромную цену в 5тыс.р. мне пришел планшет, авто зарядка, чехол, держатели (передний и задний).
А вообще цены на планшеты начинаются от 1,5тыс.р.
Конечно самые последние модели будут стоить дороже (около 20тыс.р.)

Кто то пытается поменять старую низкую панель ВАЗ 2110 на новую высокую, а я воспользовался своей низкой панелью, которая позволила установить мне планшет 10 дюймов на панель сверху.
На центральной фото я показал, как планшет чуть перекрывает обзор водителю внизу.

При вождении планшет мне не мешает и я стараюсь не отвлекаться на него во время движения, что и Вам советую:)

Я сделал небольшой обзор, хотя рассказчик из меня не очень:)

Мой мини обзор планшета FlyTouch 3 в качестве компьютера в автомобиль

Заключение

Устройства с жестким диском не пригодны для использования в автомобиле из за мороза и вибраций, поэтому выбор компьютера в авто существенно сократился. После рассмотрения оставшихся вариантов я остановился именно на планшете и не жалею о своем выборе!

Каждый день я везу своего довольного сына в садик, который смотрит по дороге мультики.
В дальних дорогах пассажиры смотрят фильмы, клипы или просматривают фотографии.
Так же при необходимости включаем GPS навигатор или интернет.
После того, как я глушу машину, я за 5сек отключаю планшет и забираю его с собой домой, где опять все по кругу.. интернет, фильмы, игры и прочее:)
Я считаю, что планшет - это самый оптимальный вариант установки компьютера в машину .

 

Возможно, будет полезно почитать: