Почему на поворотах водитель уменьшает скорость физика. Движение на поворотах - искусство вождения автомобиля. Торможение перед поворотом

1)Резкоснижатьскорость.

2)Резкоувеличиватьскорость.

3)«Выжимать»сцеплениеименятьпередачи.

4)Менятьтраекториюуменьшаярадиусповорота(доворачивать руль).

Теперьобъясню.Постараюсьбытькратким,ноубедительным.Преждевсегодоговоримся,чтовданномслучаеповоротом,мыназываемдвижениеавтомобиляподугесповёрнутыминаопределённыйуголколёсами. Этоможетпроисходитькакнареальномизгибедороги,такинапрямомеёучастке,наперекрёсткахит.д.

1). Почемунельзярезкоснижатьскоростьнадугеповорота? Давайтевспомним,чтопроисходитсавтомобилем приторможениикогдаондвижетсяпопрямой.Кудаустремляетсявсяегомасса?Вперёдпоосиавтомобиля,тудакудаеётолкаютсилыинерции, колёсаприэтомстоятпрямоикатятсявтужесторону,чтоиавтомобиль.Атеперьпредставьте,чтовыповернулирульинажимаетенатормоз.Кудабудутнаправленысилыинерции?По-прежнемупрямо,аколёса пытаютсяповернутьавтомобиль,в сторону.Покаскоростьзаниженнаяколёсапобеждают дажеприторможении. Нопри«пограничной», атемпачепри«критической»скоростидвиженияподугеповорота,когдауженарушаетсятонкийбаланссилиначинаетдоминироватьцентробежнаясила,инерционныесилывозникающиеприторможенииилипри«сбросегаза» (поройдостаточнодажеэтого)действуютпопрямой помогаяименноцентробежнойсиле. Результат,стремлениеавтомобилясоскальзываянавнешнийрадиус,распрямитьдугуповоротаидвигатьсяпопрямой.Кстатиименновподобныхситуациях,сначаломскольжения,выпочувствуетеразницувповедениимашинсразнымтипомпривода.Апокаколёсанепроскальзываютповедение автомобилянадороге оттипапривода (задний,передний, полный)независит.

2) Почемунельзярезкоувеличиватьскорость? Есливыдвигаясь подугеповорота на«заниженной»скоростинажмётенагаз,скоростьвашегоавтомобилябудет нарастать, соответственно увеличитсядействие центробежной силы, исначала она станет«пограничной»илишь потом«критической».За это время, как правило автомобиль начинает выходить из поворота, колёса выравниваются, действие центробежной силы ослабевает – Вы успешно прошли поворот, в лучшем случае добравшись до начала «пограничной» скорости. Ну за исключением «особо одарённых» успевающих достичь «критической» скорости на каждом повороте. Аесливыужедвижетесьна«пограничной»?Добавьтегаз,скоростьстанет «критической»имашиназаскользит. Ещёразхочунапомнить,чтопривычку «прибавлятьгаз» надугеповоротачеловекприобретаетпроходяповороты ещёна«заниженной»скорости,посколькуонаемуэтопрощает,онперестаётзамечатьибоятьсяэтогодействия. Попадаявповоротна«пограничной»скорости, онрефлекторно«прибавляетгаз»итутже, почувствовав ещё больший кренили скольжение автомобиля, с испугу его отпускает или нажимает на тормоз – возвращаемсякпунктупервому (нельзя снижать скорость). Как следствие автомобиль начинает терять свою траекторию. Хорошо если ещё так, а то ведь бывалочеловека от неожиданности«переклинит», он думает, что на тормоз нажимает (первая защитная реакция), а сам забыл ногу с газа на тормоз перенести, вот веселуха то начинается, хоть святых выноси. В общем, возможны варианты. А если коротко. При увеличении скорости, растёт действие центробежной силы на автомобиль и это может спровоцировать боковое соскальзывание автомобиля за пределы дороги.

3) Почему нельзя менять передачи и выжимать сцепление.

Здесь не мешало бы вспомнить о том, что в коробке переключения передач: что-то там крутится. Да-да те самые шестерни о которых мы уже говорили. Одни из них больше, другие меньше и крутятся они соответственно быстрее или медленнее передавая обороты двигателя через остальную трансмиссию на колёса. При одних и тех же оборотах двигателя чем «выше» передача тем быстрее будут крутитьсяколёса. Короче если включить более «низкую» передачу, шестерня передачи попытаться прокрутить колёса медленнее, а если более «высокую» быстрее. В условиях недостаточного сцепления колёс с дорогой возникающего при «пограничной» и «критической» скорости прохождения поворотаэто всё равно что резко затормозить или прибавить газ. Возвращаемся к двум первым пунктам – на дуге поворота опасно тормозить, нельзя прибавлять газ. Для продвинутых «гонщиков» напоминаю, о самой распространенной реакции автомобиля, скольжении ведущей оси.

4) Почему нельзя менять траекторию сокращая радиус поворота (докручивать руль в центр поворота).

Для начала условимся, что у любого поворота (проезжей части) есть ширина и мы можем по разному строить траекторию прохождения поворота. Либо по внешней стороне поворота, либо по внутренней, либо по середине или как-то ещё. Выбор за вами. Мы помним, чем круче поворот тем медленнее его надо проходить. Вернёмся к условиям недостаточного сцепления колёс автомобиля с дорогой при «пограничной» и «критической» скорости. Если для вашей траектории прохождения поворота скорость такова, что машина едва держится на дуге поворотаили уже потихоньку сползает в бок, под действием центробежной силы. То в таком случае, стоит нам круче повернуть руль, как мы тут же получим все «прелести» движения на слишком большой скорости для увеличившейся крутизны поворота. Машина ещё больше соскальзывает с поворота. Попытки же тормозить приводят к ещё большему соскальзыванию. Ещё раз позвольте, покапать вам на мозги и напомнить, что привыкнув к однозначности ответных реакций автомобиля на заниженной скорости, в этой ситуации, где ответные реакции автомобиля неадекватны мы теряемся и либо «замираем в глубоком пардоне», либо на автомате производим управляющие действия из другой оперы.

Как выяснилось на дуге поворота практически нельзя изменять уже начатое действие, все основные приёмы управления автомобилем: работа газом, тормозом, переключение передач, руление грозят потерей управляемости.Конечно это так, но всё же есть некоторые нюансы. Ну во-первых ещё раз напомню, что «заниженная» скорость нам всё прощает. Большинство водителей именно на ней и проходит повороты, и уж если вам пришлось по какой либо причине, что-то сделать из вышеперечисленного, скажите себе «Даун, даун!» и в следующий раз постарайтесь не повторять ошибку, дабы не привыкать к опасному действию. Во-вторых умелый водитель может позволить себе регулируя степеньсоскальзывания, изменять траекторию. Для этого надо не только пройти разовый курс контраварийной подготовки, но и потом продолжать тренировки в течение всей Вашей автомобильной жизни. В-третьих на современных автомобилях «умная» электроника исправляет ваши неправильные действия при соскальзывании автомобиля. И всё же! Выработайте у себя безопасную привычку проходить повороты с постоянным лёгким газом, поддерживающимту скорость движения автомобиля, до которой вы оттормозились при подготовке к повороту, без торможений, без переключений, за один поворот руля (без докручивания его на выходе из поворота). Потому как, либо электроника откажет не в подходящий момент, либо машина без всех этих систем попадётся (поверьте их ещё достаточно выпускается производителями), да и системы эти хоть и помогают но всё же в усредненных ситуациях и тем, кто хоть что-то понимает в скольжениях

Движение на поворотах

Повороты снижают скорость движения, делают его более опасным, но мы любим их. Без них поездка была бы скучной и неинтересной. Нам не на чем было бы проверить свое уменье водить.

Хорошо проехать поворот - не значит проехать быстро. Гораздо важнее проехать его стилем, не заметить которого не сможет и совершенный профан. Если стиль будет отмечаться той плавностью, к которой мы стремимся с самого начала, пассажир похвалит вас в душе. Если же все помыслы пассажира будут направлены на то, чтобы удержаться на сидении, его не удивишь ни высокой скоростью, ни рыданием шин.

Все повороты разные. Вы должны уметь определить их кривизну, покрытие дороги, которое на поворотах обычно имеет выбоины, наклон дороги, а главное - уметь определить скорость, допустимую на данном повороте. Возможно, скорость 40 км/час будет наиболее приемлемой, а при 45 км/час, быть может, придется преодолевать значительную инерцию автомобиля.


На поворотах прежде всего следует придерживаться основного правила движения - ехать только по своей стороне проезжей части ! Иначе ваша жизнь будет недолговечной. Я думаю, что любой из вас, прежде чем вообще «начать интересоваться управлением автомобилем, уже слышал о „срезании угла“ на повороте. И многие не могут дождаться, чтобы, овладев техникой „срезания угла“, засвидетельствовать высший класс своего водительского искусства. Намереваясь осуществить это на практике, они направляются на спортивные состязания, где водители действительно так ездят на поворотах. Но существует „маленькая“ разница: на гонках дорога закрыта, и водитель знает наверняка, что никто не выедет ему навстречу. Если вы срезаете углы на обыкновенном, не закрытом шоссе, на плохо просматриваемом повороте, то вступаете, выражаясь фигурально, на скользкий путь. Если вы научитесь срезать просматриваемые повороты, опасность, безусловно, будет меньше, но сила привычки может заставить вас пережить неприятные минуты на плохо просматриваемых поворотах.

Основному требованию - придерживаться правой стороны - должен быть подчинен и способ езды. Он в корне отличается от способа, каким проехал бы поворот гонщик. Для вас, собственно говоря, шоссе сужается наполовину, и вы должны быть всегда готовы одолжить часть его встречному автомобилю, водитель которого забыл об опасности. Поэтому, когда прочтете заключительные главы моей книги, где говорится о стиле и способе проезда поворотов на скоростных гонках, не пытайтесь ездить на шоссе, как ездят гонщики. Это неблагоприятно отразилось бы на вашей славе хорошего водителя, на состоянии вашего автомобиля, а главным образом на статистике о среднем возрасте водителей, попавших в катастрофу.

Когда вы делаете поворот, на автомобиль действует центробежная сила, которой автомобиль сопротивляется сцеплением шин с поверхностью шоссе. Если центробежная сила превысит определенную величину при данной максимальной скорости, которую допускает поворот, шины потеряют сцепление с поверхностью шоссе и произойдет занос. Чтобы избежать этого, нужно определять скорость на каждом повороте, причем заранее, так как на самом повороте уже будет поздно. Вы знаете, что резким торможением и торможением вообще, вы также можете вызвать занос.


Итак, вам известны уже три условия правильного проезда поворота: пользоваться исключительно правой половиной шоссе: определять нужную скорость перед поворотом; на повороте в принципе не тормозить. Прибавим еще одно, четвертое, - никогда, проезжая поворот (само собой разумеется, и три торможении перед поворотом), не выключать сцепление - двигатель остается соединенным с ведущими колесами. Наконец, последний вопрос: когда снова прибавлять газ? Об этом мы поговорим уже во время движения.

Кто-нибудь может еще спросить: если мы используем правую сторону дороги, то будет ли способ езды одинаковым при поворотах вправо и влево? Вопрос вполне справедливый. Хотя в принципе метод поворота одинаковый, нельзя не заметить, что какая-то разница все-таки есть.

Посмотрите на рис. 34, где изображены оба поворота. Обратите внимание в обоих случаях на наиболее опасное место на протяжении поворота, где автомобиль оказывается ближе всего к средней черте шоссе, т. е. к проезжей части встречных автомобилей. При левом повороте (Л) это самая верхняя точка поворота, при правом (П) она находится, собственно, за поворотом. Так происходит оттого, что и на своей половине шоссе большинство водителей срезают поворот таким образом, чтобы дуга поворота была как можно прямее. Подобный способ имеет свои преимущества (меньшая кривизна - меньшая центробежная сила), так как при данной скорости, уменьшая величину центробежной силы, можно проехать поворот спокойнее и безопаснее. По этой причине, как показано на рис. 34, водители начинают левый поворот с самого края правой стороны шоссе. В центре поворота они проезжают через среднюю черту и кончают поворот, используя самопроизвольное возвращение управления в исходное положение, давая возможность автомобилю снова выехать на самый край дороги. Чтобы сделать правый поворот, они, наоборот, едут от средней черты шоссе, в центре поворота оказываются на правом краю пути и за поворотом у средней черты снова едут прямо. Если на плохо просматриваемом повороте встретится автомобиль, то при левом повороте ваш автомобиль будет находиться у средней черты. При необходимости уклониться больше вправо поможет центробежная сила, которая в данном случае действует в направлении из поворота, т. е. в сторону от пути следования встречного автомобиля. Но уклониться вы сможете только в том случае, если на повороте не будете использовать максимально возможной скорости! Иначе вы не проехали бы поворот до конца, так как автомобиль вынесло бы с шоссе. При правом повороте, наоборот, машина ч высшей точке его проходит у самого края справа. Опасность угрожает при выезде из поворота: автомобиль проходит у средней черты шоссе, потому что центробежная сила действует в направлении автомобиля, едущего навстречу. Если понадобится удержать машину на правой стороне, центробежная сила будет препятствовать этому, и, возможно, произойдет занос.

Изучив как следует рис. 34, вы убедитесь, что описанный способ проезда поворота - по существу тоже «срезание угла», только в данном случае водитель ограничивается своей половиной шоссе; тем не менее этот способ езды рекомендовать нельзя.

Выводы, вытекающие из этих рассуждений, являются решающими для безопасной езды. Итак, прежде всего никогда не ездите на повороте с максимально возможной скоростью; всегда оставляйте себе определенный резерв, потому что не знаете, не выедет ли вам навстречу другой автомобиль. Если вы едете с максимальной скоростью, которую разрешает дорога (см. рис. 34), вы безопасно проедете поворот только в том случае, если точно выдержите путь следования, указанный на рисунке. Если вы в высшей точке левого поворота будете вынуждены уклониться немного вправо, автомобиль вынесет из поворота. Если, заканчивая правый поворот, вы будете вынуждены сделать то же самое, в критическом месте у средней линии шоссе автомобиль занесет, и вы подвергнете опасности идущую вам навстречу машину. То же произойдет, если вы неверно определите допустимую скорость и на высокой скорости сделаете поворот. Следовательно, пользоваться этим способом (одним из наиболее опасных) можно исключительно на хорошо просматриваемых поворотах, когда есть абсолютная уверенность в том, что навстречу никто не едет. Само собой разумеется, что вы поворачиваете на своей половине дороги и при умеренной, применительно к обстоятельствам скорости.


При нормальном движении и на непросматриваемых поворотах можно выпрямить дугу поворота автомобиля, но гораздо более безопасным способом (рис. 35), который освойте и применяйте. Обратите внимание, как в данном случае надо начинать поворот направо или налево, - всегда от средней черты. Здесь вы имеете большие преимущества: перед поворотом, когда видите, что никто не едет навстречу, находитесь у середины дороги. Впоследствии, когда опасность столкновения с едущим навстречу транспортом увеличивается, все больше отдаляйтесь от середины шоссе и одновременно с этим выпрямляйте дугу поворота автомобиля и уменьшайте действие центробежной силы. При повороте налево можно воспользоваться большей дугой, если ехать по правому краю дороги, но там всегда велика опасность заноса на загрязненной поверхности. Кроме того, ликвидация заноса привела бы к тому, что пришлось бы расстаться с шоссе. При повороте направо обратите внимание, что на этот раз вы не проезжаете через высшую точку поворота (помеченную крестиком) и на правый край дороги выедете уже снова за поворотом.

Описанный способ с успехом применим и тогда, когда повороты следуют один за другим в разных направлениях (рис. 36).

Такую букву S, начинающуюся перед правым поворотом, вы проедете, как простой поворот. В месте, отмеченном крестиком, когда уже просматривается поворот дальше, в случае если нет встречного автомобиля, можно применить первый описанный способ и выехать вплотную к средней черте второго поворота. Если поворот не просматривается или навстречу едет другой автомобиль, держитесь на линии, прочерченной на рисунке пунктиром ближе к правому краю шоссе. В обоих случаях повороты, имеющие форму буквы S, значительно выравнены. Если двойной поворот начинается поворотом влево, проехать его еще легче. В отмеченной точке вы уже хорошо видите поворот и поэтому выезжаете за высшую точку второго поворота так, что одновременно удаляетесь от опасной средней черты и выравниваете линию движения автомобиля. Как видите, на поворотах действует то же правило, что и на ровной дороге, - просматривать дорогу не только перед самой машиной. Вы просматриваете дорогу как можно дальше вперед, и не только для того, чтобы вовремя заметить встречный транспорт, но и для того, чтобы правильно определить кривизну поворота и вести автомобиль по наиболее выгодной линии.

Вы сказали себе, что, пока проезжаете поворот, не будете тормозить и выключать сцепление, чтобы исключить возможность заноса и повысить устойчивость автомобиля. Из этих же соображений на повороте вы не станете переключать передачи Переключать - означало бы не только необходимость держать руль одной рукой, но и изменять связь двигателя с ведущими колесами, что, возможно, будет сопровождаться рывком из-за плохо определенных оборотов двигателя. Если поворот настолько крут, что в конце его понадобится низшая передача, переключите на нее еще до поворота: в таком случае можно выгодно использовать тормозные возможности двигателя, особенно при спуске с горы или на скользкой поверхности. А теперь как быть с газом?

Вероятно, вы слышали, что существует разница между автомобилями с передними и задними ведущими колесами. На автомобиле с передними ведущими колесами выгоднее проехать весь поворот с увеличением газа, т. е. с нагрузкой на двигатель. Это возможно, если правильно определить скорость перед поворотом, чтобы на нем высокая скорость не оказалась помехой. Естественно, что газ вы прибавляете очень плавно, особенно когда включена низшая передача, чтобы из-за быстрого прибавления газа колеса не пошли юзом и не произошло заноса.

На автомобиле с задними ведущими колесами прибавлять газ лучше в момент проезда высшей точки поворота, делая это также плавно, чтобы не произошло проскальзывания ведущих колес.

Кончайте тормозить таким образом всегда перед поворотом, пока автомобиль еще едет по прямой; до высшей точки поворота доезжайте почти без газа (конечно, при включенном сцеплении и передаче) и затем понемногу прибавляйте газ, чтобы выехать из поворота, набирая скорость.

При длинном повороте начинайте понемногу прибавлять газ раньше, если едете на очень низкой скорости, возможно, даже в момент, когда только начинаете поворачивать передние колеса, т. е. уже перестали тормозить (если вообще тормозили). Я уже сказал, что мы стремимся ездить плавно, а хороший водитель сумеет так рассчитать скорость и убавить газ, особенно не на очень крутом повороте или на следующих друг за другом нескольких поворотах, чтобы она упала вовремя и без применения тормозов.

На шоссе, особенно в горах, нередко встречаются такие крутые повороты, что они практически изменяют направление на 180°. Это - серпантины, проезд которых сильно отличается от проезда рассмотренных поворотов. Иногда они настолько круты, что, если воспользоваться способом, каким преодолеваются обычные повороты, можно оказаться на левой половине дороги, т. е. на той, где движение идет в обратном направлении. Полного поворота руля часто не хватает на закругление серпантина, без выезда на левую сторону, особенно при правом повороте, по внутренней стороне, по наименьшему радиусу. Поднимаетесь ли вы в гору или съезжаете вниз, способ проезда серпантина почти не отличается. Прежде всего научитесь правильно ездить в гору.

Поскольку, собираясь повернуть, вы очень медленно едете по серпантину, можете заехать на среднюю черту, если серпантин крутой и просматривается. На очень узкой дороге иногда приходится заезжать и на левую половину дороги. Это допустимо, потому что вы тотчас повернете руль до предела, быстро вернетесь на свою сторону дороги и - что самое важное - останетесь на ней (рис. 37 а). Если бы вы в данном случае не заехали на левую половину дороги, автомобиль оказался бы на ней после поворота (рис. 37 б), что очень опасно, особенно если серпантин не просматривается. Но естественно, что и при проезде серпантина вы должны кончить тормозить и переключить на низшую передачу (на этот раз обязательно) перед тем, как выехать на поворот. Газ прибавьте тотчас же, как только повернете колеса до конца (место помечено крестиком), потому что повышенное сопротивление при повороте руля до предела, подъем и тормозящее действие двигателя на низкой передаче при очень небольшой скорости приведут к тому, что автомобиль остановится.


Перед тем как выехать на серпантин, постарайтесь определить, не едет ли навстречу автомобиль. Вы не должны забывать, что если бы в подобной ситуации вы оказались на пути встречного автомобиля, то заставили бы волноваться его водителя - ведь он едет с горы и, вероятно, уже долгое время использует все возможности своих тормозов, эффективность которых из-за этого может быть значительно снижена. Кроме того, поскольку он едет по внешней стороне серпантина, он находится на краю обрыва. Увидев или услышав другой автомобиль, старайтесь избегать встречи с ним непосредственно на повороте. Если бы вам в таком случае не хватило поворота руля (или если бы вы ехали способом, указанным на рис. 37 б), вам пришлось бы остановиться прямо на повороте.

Когда вы едете по серпантину влево, ситуация проще, потому что, двигаясь по краю правой стороны дороги, вы достигаете максимального радиуса дуги, и у вас "нет причин пересекать дорогу встречному транспорту.

Спускаясь с горы, при повороте вправо на серпантине, как уже было сказано, выгоднее заехать на левую сторону перед самым началом поворота, чтобы, выезжая из него, удержать автомобиль на своей стороне дороги. И на этот раз вы кончаете тормозить и переключать еще до того, как начали поворот. Низшая передача облегчает торможение и помогает лучше управлять автомобилем на повороте. Вы, разумеется, не прибавляете газ, и автомобиль разгоняется сам (на низшей передаче, конечно, меньше). Вниз по серпантину вы едете еще осторожнее, потому что при малейшей неточности можно свалиться с откоса. Проехав серпантин, прибавляйте газ в момент, когда уже выезжаете на прямую (разумеется, только если прибавление газа необходимо). Если уклон очень крутой, оставляйте низшую передачу, особенно если через короткий интервал снова последует серпантин. В противном случае переключите передачу снова и притормозите автомобиль так, чтобы перед следующим серпантином не пришлось полностью использовать тормоза для остановки разогнавшегося автомобиля. На практике, вы, разумеется, встречаетесь и с другими видами поворотов, многие из которых весьма неприятны. Это главным образом повороты с резким уклоном, особенно левые; их неудобный уклон усугубляется естественной выпуклостью дороги. Такой поворот требует умеренной скорости. Если он просматривается, его нужно проехать как можно ближе к середине дороги. Очень неприятен и опасен поворот, который на языке шоферов называется «спиралью». Радиус подобного поворота все время уменьшается, а кривизна увеличивается. Преодоление его кажется легким и невинным, но горе тому, кто поедет по спирали быстро! В момент, когда ему кажется, что он находится в высшей точке поворота, он, собственно, находится в начале следующего поворота, еще более крутого. Это вообще одно из самых неприятных ощущений во время движения, и выйти с честью из такой ситуации удастся только действительно ловкому водителю, и то лишь в том случае, если не попадется встречный автомобиль.

Неприятны и длинные повороты одинаковой кривизны, на которых автомобиль приходится вести точно по своей стороне, не видя конца. В таком случае вы особенно должны заботиться о том, чтобы вовремя заметить момент, когда поворот кончается.

Я уже сказал, что в зависимости от стиля, каким водитель проедет поворот, определяется его квалификация. И честное слово, стоит овладеть этим искусством. Если бы вы ехали несколько часов по нудной автостраде, с бесконечно длинными, ровными участками, с поворотами такого большого радиуса, что их и не заметно, вы бы поняли, почему хорошие водители так любят повороты.

Менее приятным препятствием, на которое вы должны обращать чрезвычайное внимание, являются перекрестки.

171. Почему при резком увеличении скорости автобуса пассажиры отклоняются назад, а при внезапной остановке - вперед?
При резком увеличении скорости автобуса ноги пассажира начинают двигаться вперед, а верхняя часть тела продолжает двигаться по инерции с прежней, меньшей, скоростью. При торможении ноги пас-сажира начинают «уходить» назад, а верхняя часть тела движется вперед.

172. Какое изменение произошло в движении речного трамвая, если его пассажиры вдруг отклонились вправо?
Речной трамвай резко повернул налево.

173. Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился вперед по направлению движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда?
Поезд начал торможение.

174. Положите на стакан почтовую открытку, а на открытку положите монету. Ударьте по открытке щелчком (рис. 35). Почему открытка отлетает, а монета падает в стакан?
Ввиду краткости взаимодействия сила трения между открыткой и монетой не успевает сообщить последней достаточную скорость. Открытка отлетает и монета, потеряв точку опоры, падает в стакан.

175. При колке дров в полене застрял топор. На рисунке 36 показано, какими способами в этом случае можно расколоть полено. Объясните их.
В первом случае полено резко останавливается, а топор, двигаясь по инерции, раскалывает его. Во втором случае движущееся по инерции полено раскалывается о неподвижный топор.

176. На рисунке 37 показаны способы насаживания лопаты на палку (черенок). Объясните их.
В первом случае используется инерция лопаты, а во втором - ее черенка.

177. Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
Из-за явления инерции транспортные средства не могут мгновенно остановиться и после начала торможения продолжают некоторое время двигаться вперед.

178. Почему запрещается буксировать автомобиль с неисправными тормозами с помощью гибкого троса?
При торможении буксирующего автомобиля буксируемый двигается по инерции вперед и сталкивается с первым.

179. Почему после выключения двигателя сверлильного станка патрон продолжает вращаться?
Из-за явления инерции.

180. Зачем велосипедист, приближаясь к подъему дороги, увеличивает скорость движения?
Чтобы подняться как можно выше за счет инерции велосипеда.

181. Почему при поворотах машинист, шофер, велосипедист снижают скорость движения машины?
Чтобы предотвратить занос.

182. Для чего перед взлетом, а также посадкой самолета пассажир обязан пристегнуться ремнем безопасности?
Для того, чтобы при резком изменении скорости не вылететь из кресла в результате инерции.

183. Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?
Чтобы предупредить едущие сзади него транспортные средства о снижении скорости.

184. Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды?
При резком встряхивании капли воды продолжают двигаться по инерции.

185. Почему трактор, ведя на буксире автомашину, не должен резко изменять скорость движения?
При резком торможении водитель автомобиля может не среагировать, и автомобиль, двигаясь по инерции, столкнется с трактором.

186. Выйдя из воды, собака встряхивается. Какое явление помогает ей в этом случае освободить шерсть от воды? Ответ поясните.
см. № 184.

187. С летящего самолета сбрасывают груз. Упадет ли он на землю под местом бросания? Если нет, то куда сместится относительно этого места и почему?
Груз сместится по направлению вектора скорости самолета. Это объясняется явлением инерции.

188. Почему запрещается резко поднимать груз подъемным краном?
В результате инерции натяжение троса, удерживающего груз, резко возрастает, и он может оборваться.

189. В чем причина разрушений при землетрясении?
Части зданий при землетрясении в результате инерции начинают двигаться с разной скоростью и между ними происходит разрыв.

190. Почему линейка, подвешенная на бумажных кольцах, при резком ударе по ней переламывается, а кольца остаются целыми?
При резком ударе линейка переломится быстрее, чем возмущение достигает колец.

191. Как располагается свободная поверхность нефти в цистернах, когда электровоз, приводящий их в движение, набирает скорость; замедляет ход?
Свободная поверхность нефти будет наклонена относительно земли. При увеличении скорости нефть будет отбрасывать к концу цистерны, при торможении - к началу. Это объясняется инерцией частиц нефти.

192. Упадет ли под местом бросания мяч, выроненный из руки в вагоне равномерно и прямолинейно движущегося поезда?
Да, упадет, поскольку и мяч, и пол вагона движутся относительно земли с одной и той же скоростью.

193. Приведите примеры, когда инерция приносит пользу и когда - вред.
Инерция приносит пользу человеку, когда он стряхивает с одежды, рубит дрова, подсекает удочкой рыбу. Инерция приносит вред пассажирам автобуса и оператору подъемного крана.

194. Почему легче перепрыгнуть через ров с разбега?
Потому что скорость больше.

Автомобиль на повороте испытывает действие дополнительных внешних сил, в частности центробежной силы, которые отсутствуют при движении на прямолинейных участках дороги. Центробежная сила стремится сдвинуть автомобиль к внешней стороне от центра поворота дороги. Ее величина зависит от веса автомобиля, радиуса закругления и квадрата скорости. Вот почему при большой скорости автомобиля опасно делать резкие повороты рулевого колеса, выполняемые в минимальные промежутки времени: в этом случае радиус резко уменьшается, а центробежная сила соответственно увеличивается.

Существует справедливое мнение, что на дороге нет двух одинаковых поворотов. Каждый поворот имеет другой радиус, другой уклон, другое покрытие, другую видимость или другую окружающую обстановку. Поэтому водитель должен оценивать каждый поворот и выбирать скоростной режим, обеспечивающий безопасность движения именно на этом конкретном повороте с учетом присущих ему особенностей и неожиданностей На повороте никогда не следует смотреть на дорогу непосредственно перед автомобилем, Необходимо смотреть на конец поворота или на более дальний видимый участок дороги. Тогда водитель сможет не только правильно определить радиус поворота, но также увидит, не подъезжает ли кто с противоположной стороны, свободна ли дорога на его стороне.

Двигаясь на повороте, нельзя допускать скольжения, которое может привести к потере управления автомобилем. Если на повороте при сухом покрытии водитель услышит скрип шин, то, значит, он развил чрезмерную скорость. Нельзя срезать повороты, необходимо всегда ехать по правой стороне дороги. На повороте не следует тормозить, переключать передачи, чересчур резко нажимать на педаль управления открытием дросселя. Все это может послужить причиной возникновения опасной ситуации.

Правильный поворот следует осуществлять следующим образом: перед приближением к его началу необходимо уменьшить скорость до соответствующего предела, определяемого на основании опыта; начало закругления следует проезжать, не увеличивая скорость вращения коленчатого вала двигателя, но и без торможения даже двигателем; одновременно без рывка, постепенно поворачивать рулевое колесо, ускоряя его вращение по мере увеличения кривизны поворота; примерно от половины поворота постепенно увеличивая частоту вращения коленчатого вала двигателя так, чтобы выйти из поворота со скоростью, равной по величине скорости перед началом прохождения поворота. Поворачивать рулевое колесо обратно в основное положение нужно также без рывка и постепенно.

Необходимо помнить, что из-за инерции движения автомобиля начинать выполнение поворота следует несколько раньше начала непосредственного закругления дороги, а выходить из поворота надо также соответственно раньше. Величина этого опережения определяется на основании длительного опыта. Правильное выполнение поворотов характеризуется отсутствием заноса и плавностью. Рулевое колесо необходимо держать всеми пальцами и ладонями обеих рук достаточно крепко, по. возможности, не следует перекладывать руки, а вращать колесо, не отнимая от него рук. Нельзя перекладывать руки крест-накрест. Если на повороте с очень большой кривизной, например на горных серпантинах, водителю нужно переменить положение одной руки, то необходимо, чтобы другая рука всегда плотно обхватывала обод рулевого колеса. Отнимать от рулевого колеса обе руки одновременно во всех случаях запрещается. Одной из трудных задач для водителя является быстрое и безошибочное определение величины кривизны поворота и отсюда выбор безопасной скорости движения.

Большое число ДТП на поворотах происходит из-за недооценки их опасности и выбора слишком большой скорости движения.

Нередко причиной большой скорости на повороте является позднее обнаружение водителями поворота. Поэтому старайтесь смотреть как можно дальше вперед, чтобы заранее обнаружить приближение поворота и подготовиться к нему.

Приближаясь к повороту дороги не забывайте:

снизить скорость движения исходя из крутизны поворота, состояния проезжей части и условий видимости. Если имеется знак, ограничивающий скорость на повороте, следуйте его указаниям. При оценке скорости своего движения лучше не полагаться на свои способности (у большинства водителей они недостаточно хорошо развиты), а почаще смотреть на спидометр;

снижать скорость движения необходимо до въезда на поворот. Торможение на повороте может привести к заносу автомобиля.

При прохождении поворота старайтесь двигаться по центру выбранной полосы движения, не выезжая за ее пределы. Двигаясь на повороте выдерживайте постоянную скорость, это уменьшает вероятность заноса. При движении по кривой старайтесь не пользоваться педалью газа и тормоза. Основное внимание уделяйте контролю за траекторией движения своего автомобиля так, чтобы колеса автомобиля не выезжали за пределы проезжей части и на встречную полосу движения.

Если видимость кривой ограничена растениями или другими объектами, выбирайте такую скорость движения, которая позволит остановить автомобиль в пределах расстояния видимости.


Тест 19. На повороте
1. Когда вы подъезжаете к повороту дороги:
а) наблюдайте за наличием дорожного знака, показывающего ограничение скорости для данного участка дороги;
б) перемещайтесь к внешней стороне полосы движения для того, чтобы облегчить прохождение поворота дороги;
в) подайте звуковой сигнал для предупреждения водителей встречных транспортных средств;
г) после выезда на поворот нажмите на педаль тормоза,
2. Если перед поворотом дороги нет знака ограничения скорости:
а) продолжайте движение на прежней скорости;
б) немного увеличьте скорость движения;
в) снизьте скорость движения до 40-50 км/ч;
г) оцените крутизну поворота и соответственно ей измените скорость движения.
3. При проезде поворота дороги:
а) слегка притормаживайте;
б) держитесь как можно левее;
в) смотрите прямо вперед по ходу вашего движения;
г) включите сигнал поворота.
4. При проезде поворота дороги ваш автомобиль будет стремиться:
а) сдвинуться к наружной стороне поворота дороги;
б) сдвинуться к внутренней стороне поворота дороги;
в) оставаться в центре полосы движения;
г) увеличить скорость движения.
5. Выехав на поворот дороги следует:
а) двигаться с небольшим ускорением;
б) изменить скорость движения переключением передач;
в) притормозить;
г) постепенно замедлить скорость движения.
6. Если, находясь на повороте дороги, вы поняли, что движетесь со слишком большой скоростью:
а) слегка нажмите на тормоз;
б) резко нажмите на тормоз;
в) перестаньте нажимать на педаль газа;
г) перейдите на пониженную передачу.
7. Если из - за объектов, ограничивающих обзор, вы не можете видеть обстановку за поворотом дороги:
а) снижайте скорость движения значительно больше, чем при движении по такому же повороту, но имеющему неограниченную видимость;
б) продолжайте двигаться на той же скорости, с какой обычно проходите поворот такой крутизны;
в) увеличьте скорость для того, чтобы скорее проехать этот опасный участок дороги;
г) снижайте скорость до 10 - 15 км/ч.
8. По мере приближения к концу поворота:
а) продолжайте слегка снижать скорость до тех пор, пока не проедете поворот;
б) продолжайте двигаться на той же скорости, на какой проходили поворот;
в) начинайте увеличивать скорость для того, чтобы набрать скорость, с которой вы будете двигаться по следующему за поворотом прямому участку дороги;
г) сократите дистанцию до лидирующего автомобиля.
Правильные ответы

1 - а; 2 - г; 3 - в; 4 - а; 5 - а; 6 - в; 7 - а; 8 - в.

 

Возможно, будет полезно почитать: